Обвинение частное, народное и должностное

Помимо заботы о суде, на государстве же по делам уголовным, ввиду определяющего их начала общественного, лежит забота о построении уголовного обвинения. Право суда принадлежит судебной власти государства. Право уголовного преследования есть функция исполнительной власти. В построении его замечаются различные формы.

Старейшая из них состоит в сохранении обвинения за отдельными частными лицами, потерпевшими от преступного деяния. Преследуя свой интерес, они в то же время служат и интересу общественному. Форма эта имеет два главные удобства: 1) она значительно облегчает заботу правительства; 2) она дает правовое удовлетворение естественному чувству обиды потерпевшего вследствие содеянного против него или его близких преступления – чувству, которое гарантирует надлежащую со стороны обвинителя энергичность в преследовании.

Поэтому полное устранение от уголовного преследования частных лиц, потерпевших от наказуемых деяний, неполитично и несправедливо. Но в ней есть и недостатки: далеко не по каждому уголовному делу может найтись потерпевший, способный возбудить уголовное преследование и вести его перед судом; для этого требуются и свободное время, и имущественные средства, и желание быть обвинителем. В помощь им необходима государственная организация обвинения.

Оно известно в двух формах: в форме народного обвинения либо в форме должностного обвинения.

Народное обвинение известно Риму времен республики, когда по делам, интересовавшим все общество, обвинителем мог выступить каждый полноправный гражданин. Это было его политическое право, но вместе с тем и политическая служба.

К этой же форме склоняется и обвинение по современному английскому процессу, который видит в нем функцию общины, представляемой большим жюри, и смотрит на отдельных лиц, выступающих обвинителями перед судом, только как на исполнителей общественного поручения, добровольно или даже по принуждению ими на себя принятого. Эта форма может значительно облегчить государственную власть, пополняя силы государственных обвинителей из среды всего общества.

Она представляется крайне желательной и по соображениям внутренней политики, содействуя более равномерному осуществлению обвинительной деятельности: представители правительства энергично отнесутся в деяниям, нарушающим интересы власти, но могут быть крайне неэнергичны в преследовании преступных деяний должностных лиц, нарушающих интересы личности; представители общества приведут обвинительную деятельность к надлежащему равновесию; интересы меньшинства найдут ту же судебную охрану, как и интересы большинства.

Но оно мыслимо только в странах, где население твердо и ясно сознает свои общественные права и обязанности, и необходимо предполагает широкую политическую равноправность частных лиц, без которой превращается в мертвую букву.

Вместе с тем опыт показывает, что даже в странах, где такая форма существовала, она оказывалась недостаточной: множество преступлений имеет заурядный характер, не возбуждают общественного внимания, не вызывают и охоты жертв, необходимо сопряженных с обвинительной деятельностью. Народное обвинение приходилось дополнять должностными обвинителями.

Под должностным обвинением мы понимаем сосредоточение уголовного обвинения в руках особо учрежденных для этого должностных лиц. Первоначально это – разрозненные органы, учреждавшиеся для преследования дел известного рода, каковы римские irenarchae, curiosi и т.п.; или адвокаты правительства, самостоятельные и независимые друг от друга, как ныне в Англии, а в прежние времена и во Франции.

На этой ступени Рим и Англия остановились, во Франции же последовало дальнейшее развитие рассматриваемой должности в смысле объединения в прочную организацию всех ее членов.

Так образовалась прокуратура, институт значительной силы и важности, стоящий ныне во главе судебной полиции, сосредоточивающей в своих руках все дело государственного преследования преступлений. Из Франции он перешел в другие государства континента, а за последнее время и Англия решилась ввести у себя некоторое его подобие.

Действующее русское законодательство знает первую и третью из названных форм, а для отдельных лиц, потерпевших от преступления, открыты все права уголовного обвинения по делам, ведаемым мировыми и судебно-административными установлениями (ст. 3 и п. 1 ст. 42 УУС); по делам же, ведаемым общими установлениями, им принадлежит только право на возбуждение уголовного преследования (ст. 301, 303, 304); само же обличение обвиняемого перед судом переносится на прокуратуру (ст. 4), за исключением лишь дел о преступлениях частных, могущих оканчиваться примирением (ст. 5, 20).

Должностное обвинение распределяется между полицией, иными административными ведомствами (ст. 3), прокуратурой и судом. Помимо потерпевших о возбуждении уголовного преследования посредством объявлений о преступлении (ст. 298-300) могут ходатайствовать и иные частные лица; но подобные ходатайства для судебной власти необязательны.

Проект комиссии 1894-1899 гг. предполагает дать значительное развитие участию частных лиц в обвинении.

Иван Фойницкий

Иван Яковлевич Фойницкий — известный российский учёный-юрист, криминолог, ординарный профессор, товарищ обер-прокурора Уголовного кассационного департамента Правительствующего сената. Тайный советник.

You May Also Like

More From Author