Дворцовые крестьяне

Г. Четвертый разряд составляли дворцовые крестьяне[1], потомки московских дворцовых, доходы с которых шли на содержание двора. Названные крестьяне пользовались землей на правах общинного владения и, по примеру черносошных, могли распоряжаться теми участками, которые принадлежали им как частная собственность.

Так продолжалось до издания межевой инструкции 1766 года, воспретившей крестьянам продажу и залог земель[2]. До 1775 года управление дворцовыми крестьянами сосредоточивалось в дворцовой канцелярии, с 1775 же года в казенных палатах.

Существование последних не исключало крестьянского самоуправления, органом которого был мирской сход в каждой волости и выбираемые им старосты, сотские, десятские и сборщики податей.

Еще при Петре из дворцовых крестьян выделилась особая группа государевых крестьян, поселенных на землях вотчин, в свою очередь, выделенных из общей массы дворцовых сел и волостей и переданных в непосредственное распоряжение членам императорской фамилии.

Государевы крестьяне существовали в течение всего XVIII ст. Законом о престолонаследии 1797 года из дворцовых крестьян был образован особый разрядудельных, поселенных в удельных имениях, созданных для обеспечения содержания императорской фамилии (удельные имения не могли быть продаваемы и обмениваемы, они только переходили по наследству). Удельные крестьяне ведались департаментом уделов, а ближайшим образом – особыми экспедициями, учрежденными по одной на 50 тысяч душ.

Впрочем, главное назначение экспедиций заключалось в сборе податей, вмешательство же во внутренние дела крестьян им было воспрещено (“всякое разбирательство внутреннего сельского дела, выбор начальников, поставка рекрут и подобное оному от управления и распоряжения сих экспедиций должно быть чуждо, и для того всякое участие до внутренности тех сельских дел экспедициям наистрожайше воспрещается”).

В зависимости от экспедиций находились приказы, учрежденные на 3000 душ каждый, причем состав их был выборный, а именно: приказный, двое старост и писарь, избираемые крестьянами.

К категории крестьян дворцового ведомства необходимо отнести и конюшенных крестьян, потомков московских конюшенных. Они были поселены на землях, приписанных к конским заводам, находившимся в ведении придворного конюшенного управления.

С учреждением в 1837 году Министерства государственных имуществ с целью попечительства над государственными крестьянами всех разрядов и с целью упорядочения крестьянской администрации государственные крестьяне (кроме удельных) перешли в ведение упомянутого министерства.

Местными органами последнего для управления крестьянами были палаты государственных имуществ в губерниях и окружные правления в уездах. Функции их сводились к следующему.

Они утверждали выборные крестьянские должности, увольняли и предавали суду лиц, занимавших последние, и вообще надзирали за ними. На них лежало попечение о благоустройстве и благочинии в делах веры, в силу чего они заботились о постройке церквей в деревнях, о причте, вели борьбу с расколом и т.п.

На них лежали: забота о нравственности среди крестьян и об искоренении нищенства, охрана крестьянских земель и угодий, а также забота о врачебном благоустройстве, о народном продовольствии, о путях сообщения и т.п. Наконец, они же заведовали сбором податей и отправлением повинностей крестьянами.


[1] Семевский. Крестьяне дворцового ведомства в XVIII веке (Вестник Европы. 1878. N 5 и 6); его же. Государевы крестьяне в XVIII в. (Русск. мысль. 1901. Кн. 1).

[2] Инструкция, хотя и не имела в виду дворцовых крестьян, однако в этом отношении была применена и к ним.

Василий Латкин

Учёный-юрист, исследователь правовой науки, ординарный профессор Санкт-Петербургского университета.

You May Also Like

More From Author