О правах на имущество

109. Браком не составляется общего владения в имуществе супругов; каждый из них может иметь и вновь приобретать отдельную свою собственность.

Раздельность имущества супругов

1. Жена самостоятельно распоряжается своим имуществом, не испрашивая разрешения и согласия мужа (68/526; 70/1130).

2. Имущество жены отвечает за долги мужа только при объявлении его несостоятельным должником (74/377).

3. Общее правило о раздельности имуществ супругов не ограничивается ни 106 ст. Зак. Гражд., ни другими постановлениями. Содержащееся же в ст. 546 Векс. Уст. правило обусловливается лишь особенностью торгового состояния, по которой семейный капитал составляет принадлежность купеческого семейства, а 2202 ст. Зак. Гражд., как относящаяся до личного найма, а не до прав супругов по имуществу, объясняется тем, что муж есть глава семейства (82/152).

4. За долги одного из супругов может быть описана и продана только движимость, находящаяся в совместно занимаемой ими квартире, и притом лишь та, на принадлежность которой другому супругу не будут представлены надлежащие доказательства (77/355; 70/1645; 71/459; 68/518).

41. Коренной житель Империи, не ограниченный в своей правоспособности, может в отношении своего недвижимого имущества, находящегося в пределах Царства Польского, совершать всякого рода сделки, дозволенные законами этого края, в том числе и предбрачный договор об установлении общности этого имущества между супругами.

(Реш. Гр. Касс. Деп. 7 мая 1908 г. по д. Михневич.)

См. ст. 103, 106-108, 112.


5. Для супружеских отношений законодателем создана презумпция: всеобщее владение предполагается собственностью супруга должника, пока не будет доказано противного. Для освобождения описанной движимости от ареста виндиканту достаточно удостоверить только приобретение вещей на свое имя: факт совместного владения явствует само собою, способ происхождения владельческих отношений другого супруга подсказывается условиями совместной жизни. А последующие превращения другого супруга из общего владельца в единоличного собственника подлежат доказыванию со стороны последнего.

Прив.-доц. Б.В. Попов. – “Распределение доказ. между сторонами в гражд. процессе”, 1905 г., стр. 299.

6. Решение Правит. Сената по д. Михневич от 7 мая 1908 г. представляется неправильным, так как, признавая, что личные права, к каким относятся правоспособность и дееспособность, определяются национальным законом (личным статутом), Сенат, однако, ставит ограничение дееспособности супругов относительно недвижимости в зависимость от закона rei sitae, т.е. признает, что личное право зависит не от личного статута, а от законов территориальных.

Н.М. Рейнке. – “Очерк русско-польского междуобл. частн. права”, изд. 1909 г., стр. 77.

7. То обстоятельство, что брачующиеся состояли коренными жителями разных областей, один – Империи, другой – Царства Польского, не имеет влияния на определение отношений супругов по имуществу, последние всегда определяются законами края, коренным жителем которого считается муж.

Н.М. Рейнке. – Там же, стр. 70.

8. Перемена места водворения не изменяет отношения супругов по имуществу. Допущение противоположного начала повергло бы имущественные отношения супругов в неразрешимую путаницу и поставило бы замужнюю женщину в безусловную имущественную зависимость от мужа, так как избрание места водворения зависит от мужа, следовательно, от мужа зависело бы посредством переселения из Империи в губернии Царства Польского лишить жену свободы управления, пользования и распоряжения имуществом, обеспеченных за ней законами имперскими.

В этом смысле (невлияния перемены места водворения на отношения супругов по имуществу) состоялось в 1846 г. и решение IX Департамента Правительствующего Сената. В обратном смысле разрешается этот вопрос по Св. Местн. узак. Прибалт. (ст. XXIX).

Н.М. Рейнке. – Там же.

9. Супруги, состоящие коренными жителями Империи, могут и в губерниях Царства Польского свободно продавать или дарить друг другу свое движимое имущество, так как по законам Империи никто из их наследников не имеет законного притязания на обязательную долю (réserve légale); но дарить один другому имущество недвижимое, расположенное в Царстве, и коренные жители Империи могут лишь с сохранением доли, могущей причитаться их héritiers à réserve, продавать же друг другу свое недвижимое имущество, находящееся в губерниях Царства, они не могут на основании ст. 1595 Код. Наполеона.

Супруги же – коренные жители Царства, пребывая даже в имперских губерниях, в отношении движимого имущества подчиняются правилам кодекса о réserve légale, сохраняемой в пользу héritiers à réserve; переукреплять взаимно недвижимое имущество, находящееся в губерниях имперских, они вправе на общем основании действующих в Империи законов.

Н.М. Рейнке. – Там же, стр. 72.


110. Приданое жены, равно как имение, приобретенное ею или на ее имя во время замужества через куплю, дар, наследство или иным законным способом, признается ее отдельной собственностью. 1716 апр.15 (3013); 1731 марта 17 (5717) ст. 1; 1809 ноября 15 (23987).

You May Also Like

More From Author