Право собраний и обществ в России

Историческая справка

С установлением в России режима полицейского государства при Петре Великом опале подвергаются, сперва по воинскому артикулу 1716 г., “подозрительные сходбища и собрания воинских людей, хотя для советов каких-нибудь (хотя и не для зла), или для челобитья, чтоб общую челобитную писать, через что возмущение или бунт может сочиниться”.

Скоро путем распространительного толкования этот запрет был перенесен и на гражданское население.

В народе долго хранились, однако, воспоминания о прежних вольностях; по властному призыву церковного колокола (когда-то вечевого), невзирая на запрещения, русский народ в течение XVIII века еще продолжал – по старине – нести на общественную сходку свои темные думы, и веселье, и слезные нужды.

Признав, что этот колокольный звон “общей тишине и спокойствию противен”, Екатерина II указом Сената 1769 г. запрещает созывать народ ударом в набат иначе, как в случае нападения неприятеля, наводнения и пожара, да и то, впрочем, только с разрешения главного местного полицейского начальства.

Но это распоряжение не сразу возымело силу – и, два года спустя, уже Святейший Синод предписывает духовному начальству “наикрепчайшее иметь смотрение, чтоб у колоколен двери были крепкие, и у оных замки твердые и надежные, которые всегда запирать и ключи от них иметь священникам у себя, дабы люди злонамеренные набатов не били и тем смятения в народе не чинили”.

Устав благочиния 1782 г. определенно воспрещает “сходбища подозрительные” и “скоп”, как “уголовные преступления противу народной тишины”. “Буде в части (города) окажется незаконное сходбище или скопище людей, то частный пристав должен находиться тут на месте, чтоб всякого паки заставить войти в свою стезю, и разойтись по домам, и жить покойно и безмятежно, непокорливого же имать под стражу”.

Для обществ Устав благочиния устанавливает начало правительственного разрешения: “Буде кто учнет заводить или зачнет общество, товарищество, братство или иное подобное собрание, без ведома и согласия Управы благочиния, да отдастся, яко ослушник, под стражу и отошлется в суд”.

Эти правила вместе с сенатским и синодским указами о колокольнях входят в Устав о предупреждении и пресечении преступлений (ст. 111 и 118) и образуют коренную часть законодательства, действовавшего у нас в отношении “сходбищ” и “сообществ” вплоть до 1905 года.

Современное положение

В настоящее время юридическое положение собраний и обществ в России определяется двумя Высочайшими указами от 4 марта 1906 года: это временные правила о собраниях и, с другой стороны, временные правила об обществах.

В Своде Законов они занимают скромное место в виде приложения к ст. 115 Устава о предупреждении и пресечении преступлений, дополняющей старинное предписание духовному начальству “строго наблюдать, чтобы у колоколен двери были крепки и всегда заперты”…

Аркадий Елистратов https://ru.wikipedia.org/wiki/Елистратов,_Аркадий_Иванович

Арка́дий Ива́нович Елистра́тов — российский и советский юрист, профессор административного права Казанского университета, Императорского Московского университета и Московского государственного университета.

You May Also Like

More From Author