Деятельность вне заседаний. Сношения суда.

Деятельность в заседаниях для судебных мест есть нормальная и важнейшая. Но помимо того судебные установления проявляют свою деятельность и вне заседаний: разного рода приготовительные, распорядительные и исполнительные действия предоставлены частью председателям и отдельным членам суда, частью разным чинам и служителям, состоящим при канцелярии.

“В прежнее время влияние этой, так сказать, закулисной деятельности было значительнее, чем теперь, потому что судебная реформа перенесла центр тяжести из канцелярий в судебные присутствия и распространила свет гласности на все отправления судебных установлений.

Но и ныне эта деятельность имеет весьма важное значение, и всякий беспорядок во внутреннем хозяйстве и канцелярском делопроизводстве суда необходимо отражается на самом правосудии, тормозит ход дел, затрудняет контроль над служащими лицами и сопровождается обыкновенно злоупотреблениями”[1].

Делопроизводство суда сосредоточивается в канцелярии.

Прошения и бумаги могут быть подаваемы или лично председателю, или члену суда во все дни за исключением в общих судебных местах и в съездах дней праздничных и табельных (ст. 15, 18 Временных правил 15 марта 1866 г.) или посылаемы по почте, не исключая и городской (общ. собр. 1881/67); в том и в другом случае они помечаются, вносятся одним из чиновников канцелярии в особый список и сдаются в регистратуру; в некоторых местах для первоначального принятия их существуют курьерские дежурства.

В регистратуре каждого суда (ст. 11 Временных правил) по установленной министром юстиции форме ведется реестр входящих бумаг, реестр исходящих бумаг и алфавитный указатель дел.

Из регистратуры бумаги поступают в канцелярию, а затем подшиваются к данному делу и направляются для подготовки к докладу. Оконченные производства сдаются в архив на хранение с составлением описи. Распоряжения, от суда исходящие, также проходят через регистратуру и записываются ею.

Счетоводство судебных установлений определяется правилами, составленными по взаимному соглашению министров юстиции, финансов и государственного контролера. Оно находится в непосредственном заведывании кассира, приходо-расходчика или казначея, а в судах единоличных – в заведывании самого судьи. Правильность счетоводства и целость сумм ревизуется в особо установленном порядке.

Чем сложнее деятельность суда, тем разностороннее обязанности канцелярии и тем более представляется необходимость в учреждении особой должности для заведывания ею. Такая должность есть секретарь суда или съезда; вне заседаний он управляет канцелярией, имея в подчинении помощников, секретарей и прочих чинов канцелярии; в заседаниях он есть орган регистрации происходящего.

На нем лежит под наблюдением председателя делопроизводство суда или часть его, но ему не могут быть поручаемы функции, отнесенные к обязанностям судей, каковы принятие и помета бумаг, на имя суда подаваемых, или заявления неудовольствий (1872/906, Лебедева; 1875/519, Сатулина); доклад дела в суде или съезде (1872/56, Федорова)[2], изложение резолюций и приговоров в окончательной форме.

Секретарь подлежит распорядительной, а частью и дисциплинарной власти назначающего его председателя суда или съезда, а в важнейших случаях подвергается дисциплинарной ответственности по определениям общего собрания окружного суда или палаты.

В видах достижения целей правосудия судебные установления нередко вынуждены обращаться за содействием как к другим судебным местам, так и к посторонним ведомствам и частным лицам. Весьма важно, чтобы сношения, за таким содействием обращающиеся, не оставались без последствий и по возможности скорее приводили к цели.

Отсюда необходимость правил, которыми определялся бы порядок таких сношений и обеспечивался авторитет судебных требований.

Руководящее начало, предметы сношений определяющее, состоит в том, что суд, требующий содействия, должен иметь право на то постановление или распоряжение, последствием которого является требование содействия, чтобы исполнение его собственными силами суда было невозможно и чтобы требуемая услуга входила в круг ведомства и власти того липа или установления, от которого она требуется.

Содействие возможно и относительно иностранных правительств.

По общему правилу, сношения судебных установлений с другими местами и должностными лицами происходят непосредственно; этот порядок наиболее соответствует достоинству судебной власти и интересам быстроты судебного производства. Есть, однако, и изъятия. Сенат сносится со всеми несудебными установлениями через министра юстиции и канцелярию (ст. 216-221 Учреждения Правительствующего сената).

Сношения министра юстиции с судебными местами происходят не только через председателей и первоприсутствующих их, но и через состоящих при них прокуроров (ст. 187 УСУ), а лица прокурорского надзора с другими судебными местами сносятся не иначе как через их прокуратуру (ст. 188 УСУ).

С судебными местами Финляндии наши судебные места сносятся через министра юстиции, а для сношений с иностранными судами сверх того требуется посредство министра иностранных дел (ст. 189, 190 УСУ).

Непосредственность принята и для сношений с посторонними ведомствами; поэтому требования судебных следователей о доставлении сведений или справок должны быть обращаемы непосредственно в те правительственные учреждения, где производятся дела, из коих эти сведения и справки должны быть извлечены.

Все законные требования следователя исполняются без замедления присутственными местами (ст. 270 УУС), и он может непосредственно обращаться даже в высшие правительственные установления – департаменты, канцелярии и другие отдельные части высших государственных установлений, например в медицинский совет (общ. собр. 1880/75).

Но в случае медленности судебные места, в том числе и следователи, не должны обращаться с жалобами непосредственно от себя к начальству таких установлений, а сообщают о том прокурору (ст. 199 УСУ).

Наконец, и в сношениях с частными лицами применяется тот же порядок непосредственности; повестки и иные бумаги посылаются им от имени суда непосредственно через судебных рассыльных и заменяющую их полицию[3]; только свидетели из нижних воинских чинов и из железнодорожного персонала вызываются через их начальство.

По форме сношения судебных мест с прочими местами и лицами должны отвечать требованиям приличия и официальной вежливости. Неуместны выражения оскорбительные и даже резкие (общ. собр. 1876/9).

Места и лица, друг другу не подчиненные, сносятся между собой сообщениями (ст. 192-197 УСУ), а департаменты Сената – ведениями и известиями (ст. 222 Учреждения Правительствующего сената); высшее судебное место посылает местам, ему подчиненным, указы, предписания и запросы (ст. 221 Учреждения Правительствующего сената), а само от них получает рапорты, доношения или представления (ст. 70, 191-197 УСУ).

Прокуратура сносится с судом предложениями.

Обязательность исполнения законных требований по сношениям суда установлена законом (ст. 198 УСУ), и ограждение ее поручено особому вниманию прокуратуры (ст. 199 УСУ).


[1] Малышев К.И. Курс гражданского судопроизводства. T.I. Спб., 1874. С.112.

[2] Но поручение секретарю при докладе дела судьей прочесть некоторые отдельные бумаги не почитается нарушением закона (1868/607, Пузанова).

[3] Частные лица могут (ст. 867 УУС) посылать в суд свои бумаги и по почте, не исключая городской (общ. собр. 1881/67).

Иван Фойницкий

Иван Яковлевич Фойницкий — известный российский учёный-юрист, криминолог, ординарный профессор, товарищ обер-прокурора Уголовного кассационного департамента Правительствующего сената. Тайный советник.

You May Also Like

More From Author