Научное значение определения по моменту творчества

Мне остается, для того чтобы заключить этот отдел, ответить на поставленный выше вопрос: в чем же заключается ценность данного мной определения.

Я предполагаю, что для практики эта ценность равняется приблизительно нулю; и мне остается только повторить то, что я сказал в самом начале этого отдела: я думаю, что вообще неправильно искать всеспасения в логических абстрактных формулах,- что практика может и должна развиваться из сил, в ней самой заложенных, а не из импульсов, получаемых извне, – что кабинетные синтезы полезны только для кабинетных же дальнейших работ, – что они лишь отдаленным своим влиянием могут оказывать действие на практику.

Теоретическая же ценность данного мной определения сводится к двум следующим (скромным) моментам. Во-первых, мне кажется, введенный мною отличительный признак позволит связать воедино такие части патентного права, которые доныне излагаются в виде рассыпанной храмины.

Учения о комбинационных и субституционных изобретениях, о патентных эквивалентах, о законе “равных расстояний”, наконец о самой юридической сущности патентного права могут получить несколько иное, чем обыкновенно, и притом для всех них общее освещение.

А в таком сведении всего богатого материала к одному общему центру нельзя не видеть некоторого методологического удобства. Итак, данное мною определение, во-первых, позволит объединить изложение одной общей руководящей идеей.

Во-вторых, оно позволит до некоторой степени углубить изложение, дав точку опоры для построения любопытных аналогий с обширной родственной областью авторского права[1]. Патентное и авторское право являются в такой степени близнецами, что можно удивляться безразличию, с которым писатели одной области обыкновенно взирают на труды другой.

Kohler в любопытной заметке[2] эскизно намечает родственную связь двух институтов. Но ни сам он, ни иной кто, насколько мне известно, не использовали до сих пор той богатой, золотоносной жилы, которая кроется в указании на такую аналогию. Учения о лицензиях, об объекте патентного права и в особенности о контрафакции могут с пользой для себя допускать экскурсы в область авторского права.

Творчество художественное и творчество техническое, в сущности своей одинаковы, и потому для развития обеих родственных областей полезно будет, если основные определения будут подчеркивать общность исходного принципа, намечая тем самым и желательность совместной работы[3].

Итак, во-вторых, указанное определение позволит строить полезные аналогии, подчеркивая близость институтов авторского и патентного права.

Такова может быть ценность данного мной субъективного определения понятия изобретения.


[1] См. выше, кн. I, гл. 1, III, passim.

[2] Gewerblicher Rechtsschutz, I, стр. 3-4

[3] По странному заблуждению, объяснимому лишь историческими причинами (см. § § 33-34), Klostermann, наоборот, подчеркивает различия двух областей и их будто бы принципиальное несходство. Busch’s Archiv, XXXV, стр. 39. Та же точка зрения у О. Wuchter, Autorrecht, 1875

Александр Пиленко https://ru.wikipedia.org/wiki/Пиленко,_Александр_Александрович

Известный российский правовед, доктор международного права, специалист в области патентного и авторского права.

You May Also Like

More From Author