Открытие и созидание

Во-вторых. Определяя открытие как творческое решение проблемы, я предполагаю, что слово “творчество” будет понимаемо не иначе как в том смысле, в каком я конструировал его в §83, т. е. в смысле решения с особой квалификацией. Дело в том, что этот в высшей степени неопределенный термин имеет в обычном словоупотреблении, по крайней мере, еще одно распространенное значение: творчество в смысле созидания.

И некоторые иностранные ученые, опираясь именно на это значение слова “творчество”, указывают как на специфический признак понятия открытия на полное отсутствие в нем творческой деятельности. “Изобретение имеет продуктивный характер, как результат творческой деятельности (schopferische Thatigkeit); наоборот, открытие представляет простое увеличение знания”[1].

Или: “изобретение творит (schafft), открытие обнаруживает (enthullt)”[2]. Многие идут дальше и даже самое отличие открытия от изобретения видят в наличности и неналичности момента творчества[3]. Не предрешая вопроса об определении понятия изобретения, я могу утверждать теперь же, что подобное отграничение двух родственных понятий несостоятельно.

Оно сводится к наивной формуле: “Открыть можно нечто существующее, но неизвестное, – изобрести только несуществующее”[4]. Стоит только забыть на минуту о классическом примере, обыкновенно иллюстрирующем приведенную формулу (Америка – паровая машина), чтобы тотчас понять всю ложность этого подкупающего своей простотой тезиса.

Если предмет изобретения есть “способ производства изатина и изатин-анилида” и существо изобретения заключается в ряде химических манипуляций (перегонка, нагревание, смешивание и т. д.) – то спрашивается: что сотворил, что создал данный изобретатель? Ведь не абстрактную же последовательность действий и реакций?

Или, если изобретен (впервые) обыкновенный рычаг для поднимания тяжестей, то что сотворил изобретатель? Палку, кусок дерева? Брусок, подложенный под данное место рычага? Создал ли он, наконец (как нечто дотоле не существовавшее), самый принцип рычага, того рычага, который действует во всякой движущейся части человеческого скелета?

Творятся в смысле “создавания, делания” только вещественные предметы: идею же сотворить в этом смысле невозможно. В области идей всякое “творчество” (техническое, художественное, научное) сводится к познаванию, что данные факторы при данных условиях будут производить данное действие, т. е. к конкретизированию общих начал закона причинной связи.

В области идей вообще не существует созидания (в смысле делания чего-либо дотоле не существовавшего): нет Schaffen, a есть только Erkennen, и поэтому рассуждение о том, как относится понятие открытия к понятию творчества-созидания совершенно бесполезно; это две несоизмеримые области.

Думать же, что творчество-созидание находится в каком-либо соотношении с понятием изобретения, могут только те, кто забывает основную истину патентного права: всякое изобретение (точно так же, как и открытие) имеет исключительно абстрактно-идейное содержание, и с вещественным своим субстратом отождествляется только в неразвитом мышлении.

Резюмируя эти несколько туманные, но необходимые рассуждения, я могу сказать: существует два главных понимания термина “творчество”; о творчестве-созидании можно говорить лишь в области вещественных предметов[5]; следовательно, для определения открытия понятие творчества-созидания бесполезно; указание на то, что в открытии нет этого творчества, не двигает нас ни на шаг вперед; остается творчество как квалифицированное усилие человеческого интеллекта; отношение этого понятия к понятию открытия и выяснено в предыдущем параграфе.


[1] Dr. Schanze, Erfindung und Entdeckung, eine patentrechtliche Untersuchung, в Hirth’s Annalen etc., 1897, стр. 702

[2] O. Gierke, Deutsches Privatrecht etc., I Band, стр. 863

[3] I. Kohler, Handbuch, стр. 89: “Die Erfindung ist eine Schopfung, ein Geschaffenes, sie ist nicnt bloss Entdecktes, ein bloss Erkanntes”. Cp. Mainie, I, стр. 3 и Kohler, Forschungen etc., Mannheim, 1888, стр. 20-24.

[4] Ср. Renouard, Traite, стр. 246; Knight, The English Cyclopaedia, vol. IV, London, 1860, стр. 942.- Ср. Nouguier, цит. у Th. Wiesemann, La theorie de l’invention etc., Bruxelles, 1891, стр. 5, – Ср. Die Patentfrage, стр. 64; С. Pieper, Der Schutz der Erfindungen, etc., 1877, стр. 21.

[5] А творчество художника? – могут мне возразить Я не стану развивать здесь всю эту сложную проблему. Ограничусь тем замечанием, что созидание одинаково или отсутствует, или присутствует (выбор зависит от условий терминологических) в действиях того, кто указывает на новый закон механики, на новый аккорд или ряд аккордов, на новую, в смысле ее красоты, линию или новый этический принцип.

Можно условиться и говорить во всех этих случаях о творчестве-созидании, но тогда и во всяком открытии придется признать наличность такового. Я преследую в данный момент лишь одну цель: доказать, что между изобретением, открытием и даже искусством по этому вопросу нет различия.

Александр Пиленко https://ru.wikipedia.org/wiki/Пиленко,_Александр_Александрович

Известный российский правовед, доктор международного права, специалист в области патентного и авторского права.

You May Also Like

More From Author