Перенос

Вторым, не менее часто, чем комбинация, встречающимся типом изобретений является так называемый перенос. Под этим термином разумеется приспособление, перенесение какой-нибудь технической идеи из одной области производства в другую, более или менее отдаленную.

Пример из практики: всем известную рамочку для этикетов, привешиваемую обыкновенно на графины с винами, изобретатель приспособляет к упаковкам иных товаров и просит на такое свое изобретение привилегии.

Сказать, что всякий перенос лишен характера изобретения невозможно. В одном известном американском деле[1] судья справедливо указывал, что и винт для парохода, в сущности, представляет не что иное, как перенос в иную область той технической мысли, которая воплощается во всякой ветряной мельнице.

Однако установление точного признака, которым бы отличался перенос-изобретение от переносов иных, не патентоспособных, является делом не менее трудным, чем и для комбинаций.

Я не буду подробно анализировать соответствующих решений, ибо мне пришлось бы в значительной степени повторяться, но отмечу, что в этих решениях мелькают те же самые категории, с которыми мы встречались и в предыдущем параграфе.

Так, новейшее решение Reichsgericht’a, довольно подробно разбирающее вопрос о переносах, указывает на признак особенных трудностей, подлежавших устранению[2]: “Перенос ненового приспособления в родственную область, хотя бы и с внесением различных дополнений и улучшений, не составляет изобретения, если эти дополнения не представляли особых трудностей для сведущего человека”.

Тот же мотив проводится Reichsgericht’oм и в более ранних решениях[3]. Другое решение того же суда говорит об “особых технических или экономических результатах”[4]. Rоbоlski ссылается на неожиданность результата[5].

В одном русском постановлении говорится о том, что перенос данного приспособления в данную область техники “не вызывает никаких специальных деталей” и потому не представляется изобретением[6].

В другом решении в выдаче привилегии было отказано потому, что предлагаемый способ получения рельефных фотографий является “простым перенесением” известных (при тиснении кожи) приемов с одного вида изделий на другой, “в чем нельзя признать изобретения”.

Я не буду критиковать подробно этих критериумов. Что назвать простым перенесением, а что – непростым? Я думаю, что ответ опять-таки может быть только один: перенесение считается изобретением в тех случаях, когда оно было сопряжено с изменениями, приспособлениями или преодолениями трудностей такого квалифицированного порядка, что для исполнения их надо было проявить творчество.

Так, в русской практике было отказано в привилегии на прибор для удержания от расплетения кос, потому что похожий прибор употреблялся ранее для удержания от расплетения галстуков.

Или: отказано было в привилегии на машину для прокатки сковород, ибо похожая машина употреблялась для прокатки лопат. Или: перенос обыкновенного шпинделя, регулирующего выход паров, в обыкновенные паяльные лампы. Или: дезодорация стелек теми приемами, коими раньше дезодорировались чулки, и т. д.

Отмечу, впрочем, что в январе 1899 г. выдана привилегия на зубную щетку с добавочными щеточками из более твердой щетины, относительно коей весьма трудно говорить о творчестве, в особенности если сравнить ее с аналогичными ногтевыми щетками.


[1] Dangerfield v. Jones, J. and H. Johnson, The patentees Manual, 1890, стр. 19.

[2] Reichsgericht, 9 июля 1898, в Patentblatt, 1900, стр. 55.

[3] “Besondere Schwierigkeiten zu Uberwinden”, в Reichsgericht, 22 мая 1880 г., цит. у Gareis, II, стр. 40 и сл. Совершенно аналогичное решение Reichsgericht, 8 января 1890 г., Gareis, VII, стр. 74.

[4] Reichsgericht, 6 июля 1889 г., Gareis, IX, стр. 62-78.

[5] Robolski, Theorie etc., стр. 17.

[6] Из подлинных дел комитета.

Александр Пиленко https://ru.wikipedia.org/wiki/Пиленко,_Александр_Александрович

Известный российский правовед, доктор международного права, специалист в области патентного и авторского права.

You May Also Like

More From Author