Постановка вопроса – применимость изобретения в промышленности

Согласно ст. 1 Положения, привилегии могут быть испрашиваемы лишь на те изобретения, которые “сделаны в области промышленности”.

Я указал выше (§ 87), что изобретением называется решение требующей творчества утилитарной проблемы; при этом я противополагал “утилитарное” двум понятиям: “художественного” и “научного”, или прекрасного и истинного.

Следовательно, под утилитарным я понимал всю ту громадную область человеческой целесообразной деятельности, которая остается вне тесно ограниченных сфер искусства и науки. Достижение всякой иной цели, кроме последних двух, может быть предметом изобретения, согласно принятой мной терминологии.

Обычное словоупотребление не находится в противоречии с таким расширением понятия изобретения. Еще греки называли законы – ευρήμα τών ϑεώυ, изобретением богов. Новый словарь Брокгауза говорит об изобретении логарифмов, новой формы правления и т. д.[1]. Biedermann намеренно подчеркивает возможность изобрести религию, философскую систему, мнемонические приемы и т. д.[2]

Еще подробнее перечисляет Sсhanze изобретателей стенографии, итальянской бухгалтерии, буквенного письма, нотных знаков, шахматной игры, сберегательных комбинаций, учебных планов, лечебных методов и контрольных приемов[3].

Да и сам закон, говоря не просто об изобретениях, а именно об изобретениях, сделанных в области промышленности, – тем самым предполагает существование изобретений, к промышленности не относящихся[4].

В литературе существует несколько попыток определить понятие промышленного изобретения.

Так, одна группа авторов видит в этом признак как бы напоминания о том, что патенты не выдаются на неосуществимые изобретения[5]; я указывал выше (см. § 96), что неосуществимые выдумки противоречат самому понятию изобретения и что, следовательно, нет надобности приравнивать их к непромышленным изобретениям.

Другая группа авторов[6] подразумевает под непромышленными изобретениями абстрактные теоретические тезисы, т. е. делает приблизительно ту же ошибку, что и первая группа: нереализованная на практике, теория относится не к категории изобретений, сделанных не в области промышленности, а к категории открытий[7].

Третья группа дает, вместо определения, лишь перечисление отдельных мыслимых способов применять изобретение в промышленности[8].


[1] О. Schanze, Was sind gewerblich verwerthbare Erfindungen? в его Recht der Erfindungen, стр. 236 и сл.

[2] Brockhaus, Conversations-Lexicon, 14 изд., Berlin, 1893, стр. 284 и сл.

[3] Prof. Biedermann, Ueber Abhangigkeits- und Zusatzpatente, в Gew. Rechtsschutz, I, стр. 131-136.

[4] Schanze, Recht etc., стр. 249.

[5] Contra, те писатели, которые смешивают понятие неизобретения с понятием непромышленного изобретения; например, J. Kohler, Patentrecht, стр. 55-56; он же, Forschungen, стр. 3; он же, Handbuch, стр. 111.

[6] Напр., Klostermann, Patentgesetz, стр. 115; W. Stercken, Die Formulirung etc., стр. 2.

[7] Напр., Seligsohn, Patentgesetz, стр. 8.

[8] Редакция нашего Положения, как известно, очень несовершенна. Вот один из примеров. Вообще, Положение защищает (ст. 1) лишь “изобретения и усовершенствования”; однако оно считает нужным добавить еще, что оно не защищает открытий.

Кумулирование отрицательного признака сверх положительного приводит к тому, что редакция ст. 4 принимает следующий поразительный вид: “Привилегии не могут быть выдаваемы на изобретения и усовершенствования, представляющие (!) научные открытия и отвлечения теории”

[9] Перечисление смотри у Schanze, стр. 255.

Александр Пиленко https://ru.wikipedia.org/wiki/Пиленко,_Александр_Александрович

Известный российский правовед, доктор международного права, специалист в области патентного и авторского права.

You May Also Like

More From Author