Инородцы и иностранцы

Инородцами[1] именуются русские подданные, на основании племенного происхождения не подпадающие вполне действию общих законов или пользующиеся особым управлением, основанным на родовом, племенном начале. Правовое положение отдельных разрядов инородцев весьма разнообразно; общая же черта их заключается в том, что состояние инородчества не приобретается иным способом, кроме рождения от инородцев.

Закон различает следующие разряды инородцев: 1) сибирских инородцев; 2) самоедов Архангельской губернии; 3) кочевых инородцев Ставропольской губернии; 4) калмыков, кочующих в Астраханской и Ставропольской губерниях; 5) киргизов Внутренней Орды; 6) инородцев областей Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской; 7) инородческое население Закаспийской области и 8) евреев.

Среди этих разрядов особое положение занимают евреи, принадлежность которых к инородчеству обусловливается не только племенным происхождением, как этнографическим признаком, но и религией.

Инородец первых семи разрядов по принятии христианства на основании одного этого факта не перестает быть инородцем, тогда как еврей, сделавшийся христианином, к инородцам более не принадлежит и пользуется всеми правами прочих подданных, “природных обывателей”. Кроме того, оседлые инородцы могут свободно переходить в городские и крестьянское сословия, евреи же этого права лишены.

а) Восточные инородцы. Все инородцы разделяются на оседлых, кочевых и бродячих. Под оседлыми разумеются постоянно живущие в деревнях и городах и занимающиеся хлебопашеством, ремеслами и торговлей; под кочевыми разумеются такие, которые, занимаясь скотоводством, по времени года целым племенем переменяют местопребывание в пределах принадлежащих им земель; наконец, к бродячим инородцам относятся не имеющие никакого определенного местопребывания; они отдельными родами или семействами переходят с одного места на другое по лесам и рекам для рыболовства или охоты.

Инородцы, за исключением евреев, широко пользуются в своих официальных и частных отношениях обычным правом. Оседлые сибирские инородцы приравниваются к природным сельским обывателям; вообще кочевые и бродячие обладают особенностями управления, причем бродячие по общему правилу не платят прямых денежных налогов.

Что касается особенностей устройства инородческого управления, то оно очень разнообразно. Так, например, сибирских кочевых инородцев каждые пятнадцать и более семейств образуют родовой союз (улус), во главе которого стоит выборный староста с помощниками; несколько улусов становятся в административную зависимость от инородной управы, состоящей из головы и особых выборных.

У самоедов имеется особое родовое управление по “тундрам” – полосам земли, отведенной для кочевья; кочевые киргизы Внутренней Орды (в степях между Каспийским морем, Уральской областью и Астраханской губернией) имеют особый совет из русских чиновников и представителей орды. Вся орда разделяется на семь частей с особыми правителями из киргизов; части делятся на старшинства, а старшинства – на аулы.

Астраханские калмыки в своем родовом управлении делятся на семь улусов, но у калмыков “улус” означает соединение нескольких родов “аймаков”, в свою очередь делящихся на более мелкие союзы. В улусах и аймаках существуют сходы-собрания. Аймачные сходы выбирают своих старшин и старост, а во главе улусов стоят назначаемые правительством попечители из чиновников. Кроме того, у калмыков существуют особые суды – “улусные зарго”.

б) Евреи[2]. Особенности правового положения евреев все отрицательного свойства и относятся только к так называемым талмудистам. “Караимы”, иудеи, не пользующиеся Талмудом, приравниваются к природным обывателям.

Прежде всего стеснения евреев относятся к праву передвижения. По общему правилу евреи замкнуты в черте оседлости, т. е. в круге определенных местностей, где им разрешается свободное проживание и передвижение; по преимуществу это губернии царства Польского, северо- и юго-западные, малороссийские, за исключением г. Киева.

Вне черты оседлости евреям разрешается пребывать лишь временно в точно указанных законом случаях. Общее правило, однако, допускает исключения. Правом повсеместного жительства пользуются евреи: 1) не менее пяти лет состоящие в первой гильдии; 2) имеющие ученые степени; 3) получающие и получившее высшее образование и 4) вспомогательный врачебный персонал.

Даже в черте оседлости запрещается евреям вновь селиться вне городов и местечек, а также приобретать и принимать в залог недвижимые имущества. Ограничение указанного права поселения также имеет, однако, ряд исключений.

Прежде всего под действие его не подпадают евреи, имеющие право повсеместного жительства (см. выше), затем – различные ремесленники. Запрещается поселение евреев на расстоянии 50 верст от границы в западных и Бессарабской губерниях.

Евреи, поступающие в казенные средние и высшие учебные заведения, принимаются лишь в определенном проценте; не имеющие ученых степеней не могут поступать на государственную гражданскую службу; евреи на ограничительных условиях допускаются к участию в городском самоуправлении, а в С.-Петербурге совсем не допускаются к участию в городских выборах. Наконец, евреи не вправе носить отличительную одежду, а еврейки – брить головы.


[1] Ibid. Ст. 762-816. Также – Положение об инородцах, Свод зак., т. II. Изд. 1892 г.

[2] Св. зак., т. IX, ст. 767-816

Вячеслав Грибовский https://ru.wikipedia.org/wiki/Грибовский,_Вячеслав_Михайлович

Вячесла́в Миха́йлович Грибо́вский — русский юрист и писатель, доктор государственного права, профессор, действительный статский советник.

You May Also Like

More From Author