Бродяжничество. Заговор. Шайка. Принадлежность лица к неприятельской армии

Бродяжничество[1] (vagabondage). Французское право под именем бродяги разумеет человека, не имеющего ни определенного местожительства, ни занятия, ни средств к существованию. Уложениe дает этому преступлению несколько иное определение.

Так, ст. 950 постановляет: “Бродягами признаются… как жительствующие, так и переходящие или переезжающие из места в место, не только без ведома надлежащих полицейских начальств и без установленных на то видов, но и без всяких средств доказать настоящее свое звание или же упорно от сего отказывающиеся”.

Эта разница в определениях не имеет по отношению к бродяжничеству, как к длящемуся преступлению, никакого отношения[2]. До тех пор, пока виновный не выйдет из этого состояния, которое признается и опасным, и угрожающим общественному порядку, до тех пор и преступление его следует признать продолжающимся. Давность может начаться только с того момента, когда виновный оставит бродяжническую жизнь.

Заговор

Заговор (complot) состоит в соглашении нескольких лиц действовать соединенными силами для совершения какого-либо определенного преступления. Заговор мы признаем преступлением продолжающимся до того момента, когда виновные или достигнут желанной цели, или откажутся от ее осуществления. С наступлением этого момента заговор можно считать оконченным, а следовательно, и подлежащим действию давности[3].

Шайка

Шайка[4] (association des malfaiteurs, Bande). Все сказанное о заговоре относится и к шайке, которая от заговора отличается тем, что преступное соглашение виновных направляется на совершение целого ряда преступлений. Преступник находится in flagranti во все время его принадлежности к шайке.

Течение давности начинается с распадением шайки или с выходом виновного из нее. Сказанное нами не может относиться к преступлениям, совершенным шайкою. Давность их погашающая должна начаться со дня их совершения, а не с момента распадения шайки.

Кутюрье (ст. 268) замечает, что преступления эти не получают характера длящихся преступлений только вследствие того, что они были совершены шайкою. И действительно, было бы странно придавать мгновенно совершающимся действиям значение продолжающихся преступлений только вследствие того, что они совершены не одним, а несколькими лицами.

Во всех тех странах, где шайка, сама по себе взятая, считается преступлением, принадлежность к ней есть несомненно преступление длящееся. Давность ее начинается, как мы заметили, с того момента, когда виновный перестанет принимать в ней участие. Давность же преступлений, совершенных шайкою, будет начинаться со времени их окончания[5].

Принадлежность лица к неприятельской армии

Принадлежность лица к нeпpиятeльcкoй армии во время войны с его отечеством есть также преступление длящееся. Оно будет продолжаться до тех пор, пока виновный не оставит неприятельских рядов или не перейдет в иностранное подданство. Преступление это есть один из видов измены, предусмотренной п. 3 ст. 253 Уложения.


[1] Brun de Villeret, стр. 120. Helie, N 1363 – бродяжничество, говорит он, не есть моментальное преступление; оно скорее должно быть рассматриваемо как известное социальное положение лица и до тех пор, пока оно налично, давность не может воспринять своего течения.

[2] Определение Французского кодекса и полнее и лучше, чем то, которое мы встречаем в Уложении. Не говоря уже о том, что ст. 950 Уложения не с достаточною полнотою указывает на элементы этого преступления, но она с тем вместе отличается крайне недостаточной редакцией. Так, “бродягой” может быть даже “жительствующий” на одном месте.

[3] Cousturier, стр. 267, Marquet, стр. 76. Brun de Villeret, стр. 108-110, полемизируя с Ортоланом, признающим заговор простым преступлением, замечает между прочим, что заговор “n’est qu’une association, qui par ellememe constitue un etat permanent de flagrant delit, une infraction a la loi penale, se renouvelant a chaque instant par le fait meme de son existence, et presentant par suite tous les caracteres d’un delit successif.

[4] Mangin, N 326, замечает, что преступление, совершенное вооруженною сходкою (rassemblement arme), должно быть также причислено к преступлениям длящимся. Le Graverend, Tome I стр. 78, говорит, что давность преступлений, совершенных вооруженным скопищем как против общества, так и против частных лиц, может начаться только со дня распадения этого скопища.

Подобные преступления должны быть, по его мнению, рассматриваемы как непрерывная цепь наказуемых деяний, постоянно возобновляющихся до момента, когда прекратится само скопище.

Виллере и Кутюрье не согласны с этим, и нам думается, что признание участия в вооруженной сходке, длящимся преступлением лишено всякого практического значения, так как самое понятие о сходке исключает всякую идею о преступлении, которое могло бы долго продолжаться. Более чем несколько часов сходка редко длится, а из дальнейшего изложения мы увидим, что давность измеряется не часами, а днями.

[5] Helie, Traite Tome I, стр. 627, весьма основательно возражает Леграверану, что принадлежность к шайке следует отличать от преступлений, ею совершенных. Принадлежность к шайке имеет действительно характер длящегося преступления, но сказать того же о второй категории деяний – нельзя, потому что они не обладают свойствами, присущими преступлениям длящимся.

Владимир Саблер https://ru.wikipedia.org/wiki/Саблер,_Владимир_Карлович

Влади́мир Ка́рлович Са́блер — государственный деятель Российской империи, обер-прокурор Святейшего Синода в 1911—1915 годах, почётный член Императорского Православного Палестинского Общества.

You May Also Like

More From Author