Общие социальные и политические условия жизни средневековых народов, как источник европейского международного права. Характер феодальной аристократии. Ее космополитизм. Рыцарство. Торговое и промышленное сословие. Коммуны. Их права. Союзы городов. Ганза. Крестьянское сословие. Римско-католическая церковь и папы. Роль пап в качестве международных третейских судей. Церковные соборы. Божий мир. Частные лица и общества. Королевская власть во Франции, Германии и Англии.

Начала, на которых основывается европейское международное право, зародились и развились под влиянием общих условий социальной жизни средневековых западноевропейских народов.

Несмотря на то, что феодальные государства Западной Европы распадались на множество независимых замков, общин, провинций, население этих земель и участков связывали одинаковые социальные потребности и стремления. Общественный строй средневековых государств, в основаниях своих, представлялся более или менее одинаковым.

Во всех феодальных землях мы видим те же самые сословия, общины, корпорации, внутренняя жизнь, стремления и интересы которых были одни и те же, как на европейском континенте, так и в Англии.

Господствующим классом во всех средневековых государствах Западной Европы была феодальная земледельческая и военная аристократия. По своему характеру она не напоминала ни индийской касты, ни римского патрициата. Организация ее имела основанием личную связь вассала со своим сюзереном.

Следовательно, принадлежность к высшему сословию в средние века зависела не столько от рождения или национального происхождения, сколько от личных способностей и достоинства человека[1].

Благодаря началу личной службы, лежащему в основании всего феодального строя, во-первых, между аристократами и членами других сословий не было такой непроходимой пропасти, как в древних восточных государствах или в Риме.

История представляет много примеров, что германские императоры и различные короли феодальных европейских государств жаловали высшие титулы и должности лицам самого низкого происхождения.

В этом отношении большое влияние на смягчение аристократического духа феодальных государств оказывала римская церковь, иерархия которой опиралась единственно на личные способности с исключением начала рождения или происхождения.

С другой стороны, одинаковая организация средневековой европейской аристократии служила связью между феодальными аристократами различных европейских государств.

Вассал французской короны не чувствовал себя чужим в пределах Германской империи или итальянских владений; личные доблести уравнивали его с феодалами этих земель; он и здесь оставался членом высшего средневекового европейского сословия, имеющего общие интересы – охранять свой авторитет, свои привилегии и независимость от посягательств королевской власти.

Космополитизм феодальной аристократии нашел свое высшее выражение в общем для всех средневековых западноевропейских народов институте рыцарства. Возникновение его объясняется указанным выше началом личной службы.

Создавая высокое общественное положение феодалов, отправление должности, службы само собой приводило к образованию в средневековых европейских государствах аристократии ума, добродетели, вообще личных способностей и сил человека.

Такую аристократию составляли рыцари, сделавшие своей обязанностью охрану церкви, защиту слабых и угнетенных, вдов и сирот повсюду, где бы ни привелось находиться рыцарю.

Эта общая цель делала всех рыцарей братьями друг друга, какого бы рождения или национального происхождения они ни были; рыцари не знали территориальных границ и были первыми провозгласителями идеи правды и справедливости в области международных сношений[2].

Другой общественный класс, существовавший в средние века, – торговое и промышленное сословие – сосредоточился во всех западноевропейских государствах в укрепленных городах или коммунах, которые защищались наемными силами или собственным оружием горожан.

При повсеместном господстве кулачного права и слабости правительственной власти городовые общины Германии, Франции, Италии взяли управление внутренними своими делами и внешними сношениями в свои руки. Подобно феодальным аристократам, они имели право объявлять войну, заключать мир, входить в переговоры и соглашения с другими автономными общинами и отдельными лицами.

Пользуясь этим правом, города вступали в союзы друг с другом для борьбы с теми элементами средневековой общественной жизни, которые отрицали необходимость мирных международных сношений, и для достижения соединенными силами общих своих промышленных и торговых целей.

На общности социальных интересов городских жителей основался в средние века знаменитый Ганзейский союз, к которому принадлежали все главнейшие торговые центры Западной Европы.

Города, составлявшие этот союз, установили самостоятельное правительство, имели свое войско, свой флот и не только охраняли свои коммерческие сношения от нападения отдельных феодалов, но и вели войны с государствами, нисколько не справляясь с мнением, интересами и желаниями подлежащих правительств[3].

Что касается крестьянского сословия, то положение его в средние века в Западной Европе также было везде, по существу, одинаковое: крестьяне находились в крепостной зависимости от тех феодальных господ, на земле которых они жили, и если уходили с этой земли и переселялись в другое государство, то и здесь не получали свободы, но становились в крепостные отношения к новым землевладельцам.

Только города мало-помалу изменили свой взгляд на крепостных и стали разрешать сельским жителям поселяться в пределах коммуны, признавая за ними полную личную свободу.

Кроме указанных общественных элементов, мирному развитию средневековых народов и установлению между ними близких культурных связей весьма содействовали римско-католическая церковь и ее представители – папы. Крестовые походы были вызваны и поддерживались духовным авторитетом церкви и ее первосвященников.

Папы неоднократно брали на себя роль третейских судей и разрешали споры между различными европейскими королями, между германским императором и имперскими городами и чинами, между вассалами с их сюзеренами.

Они созывали церковные соборы и вместе с ними много раз издавали и подтверждали постановления о Божьем мире (Treuga Dei), с целью ограничить феодальные раздоры и самоуправство. Зародыши новых лучших международных порядков видны и в тех повелениях соборов и пап, которые отменяли пользование береговым правом[4].

Наконец, неограниченное господство самоуправства внутри феодальных владений и постоянные войны и грабительства феодальных господ заставляли частные лица и общества прибегать к взаимным соглашениям, с целью лучшего обеспечения своих прав и законных интересов.

На основании договоров отдельные лица и городовые общины обязывались не пользоваться силой в случае возникновения между ними каких-либо недоразумений, но обращаться к третейским судьям для мирного улаживания спора. Частные обязательства заменяли отсутствующую правительственную власть и до некоторой степени обеспечивали порядок.

В такие соглашения иногда вступали, под давлением внешних обстоятельств, целые народы или части государства; так, например, города и владения, входившие в состав Германской империи, ввиду опасности завоевания Турками, на время отказались в XV столетии от права частных войн и признали за германским императором известную власть в пределах своих территорий[5].

Но ни зародившиеся в средние века общественные интересы и стремления, ни духовный авторитет католической церкви, ни частные договоры и временные соглашения государств не в силах были обеспечить прочный мир и порядок во взаимных сношениях средневековых европейских народов.

Необходимыми условиями правильных и мирных международных оборотов являлись единая и твердая правительственная власть и организованный юридический порядок внутри государств, гарантирующие безопасность и господство закона в пределах государственной территории. Эти условия пока не существовали на Западе Европы.

Правда, королевская власть во Франции уже в XIV столетии принимала различные меры, чтобы прекратить господство кулачного права. Так, Филипп Красивый, в 1303 г., запретил всякое самоуправство со стороны французских граждан, но этот закон мог получить обязательную силу только с уничтожением феодализма во французском королевстве[6].

В Германии кулачный порядок господствовал до XVI столетия, когда судебный поединок служил еще средством для решения гражданских и уголовных правонарушений. Только в Англии сравнительно рано установилось то правило, что король есть верховный покровитель мира и закона во всей стране и что тот, кто нарушает юридический порядок, есть оскорбитель королевского величества[7].


[1] Laurent. Histoire, t. VII, p. 334 приводит слова папы Григория VІІ, что Рим языческий и христианский побеждал потому, что „non tam generis aut patriae nobilitatem, quam animi et corporis virtutes perpendendas adjudicaverit”. Ср. также t. VII, p. 33 et suiv; p. 349 et suiv.

[2] Ср. в особенности превосходный труд бельгийского юриста. Nys. Les origines du droit international. Paris 1894. Ward. Enquiry into the foundation and history, t. II, cap. XIV: Of the influence of chivalry, p. 155 etc. – Laurent, t. VI, p. 206 et suiv. – Putter, Beiträge, S. 98 u. flg. – Бокль. История цивилизации в Англии (изд. Тиблена), т. I, стр. 457.

Случаи нарушения рыцарями данного слова и совершения бесчеловечных жестокостей против врага не опровергают, конечно, нравственного и культурного значения самого института рыцарства. Срав. также: бар. Таубе. История зарождения современного международного права (Средние века). СПб., 1894.

[3] Ср.: Бережков. О торговле Руси с Ганзою до конца XV века. СПб., 1879, гл. III и след. Pütter. Beiträge, S. 141 u. flg. – Ward. Enquiry, t. II, p. 276 etc.

[4] Ward. Enquiry, t. II, chap. XIII. – Laurent. Histoire, t. VII. p. 265, 356, 381 et suiv. – Pütter. Beiträge, S. 120 u. flg.

[5] Laurent, Histoire, t. VII, p. 185.

[6] Laurent. Histoire, t. VII, p. 181.

[7] Gneist. Selfgovernment. Communalverfassung und Verwaltungsgerichte Englands (3. Aufl. 171), S. 103, 888 ff. – Ero-же. Der Rechtsstaat, Berlin 1879, S. 38 u. flg.

You May Also Like

Возможность кодификации международного права. Опыты кодификации. Бентам. Каченовский. Народо. Домин-Петрушевич. Либер. Блюнчли. Додлей-Фильд. Возражения. Задача кодификации. Полезность и необходимость. Исполнение задачи. Институт международного права в Генуе. Его кодификационные труды.

Сознание государств о необходимости международного правового порядка есть основание международного права. Внешнее выражение этого сознания. I. Международные обычаи, их практическое и юридическое значение, процесс образования. II. Международные договоры. Разделение их. Примеры. Обязательность. III. Дипломатические переговоры и акты. IV. Национальные законы и правительственные распоряжения. V. Судебная практика. Призовые суды. Сборники их решений. Смешанные международные суды в Египте. VI. История и наука международного права.

More From Author

Возможность кодификации международного права. Опыты кодификации. Бентам. Каченовский. Народо. Домин-Петрушевич. Либер. Блюнчли. Додлей-Фильд. Возражения. Задача кодификации. Полезность и необходимость. Исполнение задачи. Институт международного права в Генуе. Его кодификационные труды.

Сознание государств о необходимости международного правового порядка есть основание международного права. Внешнее выражение этого сознания. I. Международные обычаи, их практическое и юридическое значение, процесс образования. II. Международные договоры. Разделение их. Примеры. Обязательность. III. Дипломатические переговоры и акты. IV. Национальные законы и правительственные распоряжения. V. Судебная практика. Призовые суды. Сборники их решений. Смешанные международные суды в Египте. VI. История и наука международного права.