Внешняя история Landtafel за данный период

В Австрии упадок национального вотчинно-ипотечного режима и проистекший отсюда вред для оживающего оборота был замечен довольно рано. И весь XVIII век в истории австрийского права знаменуется законодательной горячкой в области урегулирования вотчинно-ипотечного оборота.

При этом австрийский законодатель действует с такой решительностью, какую не проявил ни один законодатель того времени и которая может быть объяснена только тем, что он имел перед собой живой образец богемских поместных книг, благодетельное значение которых для оборота было в великой славе.

Австрийскому законодателю не оставалось ничего лучшего, как только распространить богемский институт на коренные австрийские земли, приспособив его к новым условиям и отчасти усовершенствовав. Он так и поступил. Восхваляя LT., законодатель заявлял, что хочет приобщить к благодетельным последствиям, получаемым от LT., и другие свои страны.

Волнообразно, несколькими приемами институт богемских поместных книг распространяется на все значительные австрийские области, а по мере новых и новых расширений сферы их действия институт их усовершенствуется и с внутренней стороны.

I. В самом начале 18 столетия, именно – в 1705 и 1706 гг., по разным поводам было решено в принципе “ввиду полезного действия LT. на оборот и, в частности, на кредит в Богемии” организовать аналогичные учреждения и во внутренних австрийских областях. Но пока было приступлено лишь к отобранию мнений о том от компетентных установлений.

На практике же дело ограничилось лишь единичной мерой для области Troppau. Rescript v. 23 Nov. 1708 für Troppau был первым законодательным актом в области вотчинно-ипотечного режима, после долгого и глубокого молчания, навеянного римским влиянием и не прерывавшегося даже для действовавших в жизни богемских поместных книг.

Рескрипт 1708 г. провозглашал несколько коренных начал вотчинно-ипотечной организации в категорической форме, но без тщательного развития их. Рескрипт вообще стоит еще одиноко и служит лишь провозвестником скорого оживления в законодательстве.

II. Это оживление и открывается изданным при Карле VI Landtafel-Patent für Steiermark v. 15 Mz. 1730, осуществляющим давно решенное в принципе дело.

По-видимому, результат оказался успешным, так как на почве провозглашенных этим патентом начал и лишь с новыми и новыми частичными поправками со временем издается ряд аналогичных законодательных мер и для других областей, именно: в 1746 г. 25 июля издается Марией Терезией Landtafel-Institutum для Каринтии, в 1747 г. 24 июня – LT-Patent для Крайны, в 1761 г. 10 января и 1772 г. 26 октября на итальянском языке издаются такие же патенты для Görz и Градиски[1].

Сходно в существенном составлен и за этот период издан LT-Pa-tent für Oesterreich оb der Enns v. 3 Oct. 1754[2], вслед за которым в 1758 г. 24 ноября появился во многом сходный с ним дословно, хотя и не без частичных улучшений, LT-Patent für Oesterreich unter der Enns[3].

Эти патенты и рескрипты образуют собой первую очередь, как бы первую волну, не одинаково достигшую различных областей, но по существу однообразную и менявшуюся по содержанию лишь в частностях, по мере удаления от центра к периферии государства.

III. Волна еще не достигла пределов своего распространения, как правительству были указаны недочеты и пробелы новой организации в формах производства и книг, открывшиеся при применении системы в коренных австрийских землях.

Тогда регистратор одного из новых установлений, Карл Беррелер, командируется в Брюнн для изучения на месте развившейся там веками практики ведения поместных книг.

На сделанный им доклад и был издан, отчасти на основании старых инструкций (Моравской от 1642 г., Богемской от 1652 г., Каринтийской от 1747 г.), а отчасти на основании добытых Беррелем на месте данных и общих требований усовершенствования производства[4], Patent v. 7 Aug. 1762 für Oesterreich unter der Enns[5], с которого потом были скопированы Patent für Steiermark v. 7 Jänner 1763[6] и Patent für Oesterreich оb der Enns v. 20 Jänner 1763[7].

Эти патенты служили лишь новеллами, изданными на почве прежних мер и только усовершенствовавшими право прежних уставов, но не отменившими их[8]. Несколько позднее, именно в 1769 г. 29 октября, на существенно сходных основаниях с реформированными прежними патентами издается LT-Patent für Breisgau[9], а 4 марта 1780 г. подводятся итоги всей второй серии патентов в Tabular-Patent für Galizien[10].

IV. Третье круговое движение открывается изданием 1 августа 1783 г. LT-Patent für Breisgau, принадлежавшего в то время Австрии[11]. Этот патент содержит новые значительные усовершенствования внешней стороны организации поместных книг, но он не чужд и внутренних улучшений права. За этим патентом и на почве провозглашенных им начал 10 января 1791 г. издается LT-Patent für das Jnnviertel[12].

V. Когда институт богемской вотчинно-ипотечной системы с теми или другими изменениями обошел большинство австрийских земель[13], он получил отделку, оставившую позади организацию поместных книг на родине последних, в Богемии и Моравии.

Было необходимо подновить в законодательном порядке и старое богемское право. И вот 22 апреля 1794 г. издается LT-Patent für Böhmen u. Mähren[14], с приложением обширной LT-Instruction[15], освещенной формулярами. По-видимому, законодатель прислушивался при издании последних мер и к недавно вышедшему прусскому Allgemeine Hyp.-Org 1783 г.

Этим завершается надолго в Австрии творческая законодательная деятельность в области формального вотчинно-ипотечного права.

Посмотрим теперь, какие успехи сделала за этот период правообразовательная деятельность в области интересующего нас вопроса.


[1] Перечисленных до сих пор патентов я не мог отыскать в венских библиотеках и ознакомился с ними в передаче их у Haan, Studien über LT-Wesen. Wien, 1866, стр. 15, 19, 21.

[2] Codex Austriacus, Suppl. p. V, 897.

[3] Eod. V, 1282.

[4] Haan, 23.

[5] Codex Austriacus, Suppl. p. VI, стр. 341.

[6] Haan, 23.

[7] Cod. Austr. Suppl. p. VI, стр. 367.

[8] См. LTPat. f. Oest. u. d. E. 1762 n. 12; LTP. f. Oest. ob d. E. 1763 n. 12 и т.д.

[9] Haan, 25.

[10] Haan, 25 и след.

[11] Joseph des Zweiten Röm. Kais. Gesetze u. Verfassungen in Justizfache. Prag u. Wien, 1786, стр. 247.

[12] Leopolds des Zw. Röm. Kais. Ges. u. Verf. im Justizf. 1791. Clagenfurt. N 113.

[13] Некоторые области до самого закона 1871 г. не получали законодательной регламентации вотчинно-ипотечной организации, как Тироль, Зальцбург, Краков, Истрия, Далмация и др., хотя и там путем обычая возникали аналогичные явления. См. Haan, 14.

[14] Politische Gesetze u. Verordnungen für die Oesterr. Böhm. u. Galiz. Erbländer Wien, 1794, IV Anh., стр. 69.

[15] Вместе с патентом находится во Franz des Zweiten Röm. Kais. Ges. u. Verf. im Iustizf. Prag., стр. 96 и 110.

Иван Базанов

Русский учёный-юрист, профессор и ректор Императорского Томского университета.

You May Also Like

More From Author