Вотчинный режим ленных имений

Для ленных имений в эпоху рецепции существовала специальная система поместных книг. Эдикт 20 сентября 1704 г., внося реформу в общее право недвижимостей, выделял круг ленных имений, по крайней мере учреждая для них особые органы для выполнения ипотечного дела.

Аллодификация ленов в коренных прусских провинциях в 1717-1720 гг. вызвала новое регулирование вотчинного режима ленных имений на специальных началах[1].

В каждой Марке была установлена для рыцарских имений особая регистратура, под дирекцией ландрата. В регистратуре ведется поместная книга (Land-Buch), служащая основой оборота ленных имений[2].

Все переходы собственности по какому-либо титулу, даже наследованию, подлежат записи в поместную книгу в течение 1 года, под страхом ничтожности[3].

Все ипотеки подлежат записи в течение 1 года в ту же книгу. Но эта запись придает ипотеке лишь свойство h. publica и не служит формой самого возникновения ипотеки; хотя, по мысли законодателя, запись является уже правилом, частный же ипотечный акт – исключением[4].

Все же двойственность способа возникновения ипотеки является уступкой господствующему романистическому настроению юридической мысли.

Законодательство регулирует и порядок производства[5]. Этот порядок производства служил позднее образцом для общих вотчинно-ипотечных установлений, хотя он еще чужд позднейшего легалитета и даже широкого почина самих установлений в сфере вотчинного дела.

В основу производства тут полагается скорее начало инициативы сторон. Завершается производство выдачей интерессентам Attestata или Recognitions-Scheine вместе с возвращением сторонам подлинных актов сделки, с отметкой о записи. Но и оборотовая роль Recognitions-Scheine остается пока неразвитой.

Самостоятельная организация вотчинного дела ленных имений была удержана и при введении позднее общей организации этого дела в 1721 и 1722 гг. Лишь организация вотчинных книг и порядок удовлетворения кредиторов в конкурсе были согласованы, в целях улучшения дела, с началами устава 1722 г.[6]


[1] Assecuration vor die Ritterschaft in der Chur-Marck Brandenburg v. 30 Juni 1717. § 10, C. c. M. II 5 N 62; Rescript wegen Veränderung derer Lehen in der Neu-Marck u. incorporirten Grysen v. 30 Apr. 1718, C. c. M. II 5 N 63; Kön. Preuss. Constitution für allodial- u. Erb-erklärten Ritter-Gütern in der alten Marck, Pridnitz., v. 25 Aug. 1718, § 29–33, C. c. M. II 5 N 64; Allergn-Resolution vor die vormahl. Lehns-Canzley d. 23 F. 1720, C. c. M. II 5 N 66, Declarirte Constitution d. 1 Juni 1723; C. c. M. II 5 N 76. Наиболее тщательную регламентацию содержит Kön. Pr. Constitution.

[2] Цит. Constitution § 29, 30, 33.

[3] . Const. § 30–33.

[4] Const. § 30.

[5] § 33.

[6] Очерк устава 1822 г. ниже. – Заметим, кстати, что со временем институт поместных книг для ленных имений, остававшийся в стороне от общего движения к усовершенствованию вотчинного режима, оказался неудовлетворительным и чуждым по духу общему праву Пруссии, и в 1810 г. по Kab.-Og 1 Aug. (Rabe, Sammlung preuss. Gesetze u. Yerordnungen, X 392–94) Landb cher были преобразованы в стоящие Hyr. Bucher и переданы в Kammerger. и Ober-Landesger. См. также Dernb. u H., стр. 10.

Иван Базанов

Русский учёный-юрист, профессор и ректор Императорского Томского университета.

You May Also Like

More From Author