Вотчинно-ипотечное право княжества Бамберг

Общее право Бамберга совершенно сходно с очерченным общим баварским правом[1]. Но для ленных имений в Бамберге выработалась своеобразная организация ипотечного оборота, известная под именем Lehenskonsense, или ипотек, установленных перед ленным господином и с его согласия на ленное имение[2].

И эти ипотеки на ленные имения в целом регулируются общими началами ленного права, как-то: ипотека договорная действительна лишь тогда, когда установлена с согласия ленного господина, но законом и обычаем освященные ипотеки допускаются на лен и без открытого согласия господина; ленный господин может дать свое согласие на ипотеку любой ценности и на любой срок; он не отвечает перед кредитором по возмещению ущерба, когда ипотека остается неудовлетворенной в конкурсе, если только к консензуальном акте оговорено, что цена предмета была в момент установления ипотеки такая-то, и указаны все уже лежащие на лен ипотеки[3].

Но интерес представляет в организации ипотек на лены в Бамберге то, что в основу организации полагается различие по юридическому действию консензов, данных ленным господином на ипотеки, не превышающие 1/3 цены лена и 6-летнего срока действия, и на все прочие ипотеки[4].

Первого рода ипотеки, т.е. в пределе 1/3 цены недвижимости и 6-лет-него срока действия, пользуются в конкурсе jus separationis[5], подобно немногим другим правам исключительно важного значения[6]. По таким ипотекам, далее, кредитор удовлетворяется во всяком случае полностью, хотя бы лен стоил в это время уже дешевле, чем в момент установления ипотеки[7].

Процент, следуемый на капитальную сумму обеспеченного такой ипотекой требования, пользуется в конкурсе до размеров 2-летней недоимки одинаковым положением с капитальным требованием, остальная же накопившаяся сумма процента занимает ранг обыкновенной ипотеки, т.е. удовлетворяется по 3-му классу, если только кредитор не принимал мер ко взысканию такой недоимки, иначе же занимает одинаковое положение с капитальным требованием[8].

Напротив, ипотеки, превышающие своей ценностью 1/3 цены имения или установленные на срок свыше 6 лет, распределяются в конкурсе таким образом: в остатке, превышающем 1/3 цены имения ипотеки первого рода и во всей сумме ипотеки второго рода, относятся к 3-му классу конкурсных притязаний, и там они идут в уровень с прочими hypothecae publicae et speciales, располагаясь по порядку времени установления их[9]. Но допускается возобновление ипотеки по истечении предельного срока, на условиях, гарантирующих верность ипотеки[10],[11].

Внешняя организация ипотечного дела ленных имений в Бамберге была поставлена следующим образом.

Ленный господин не только дает согласие на ипотеку как верховный собственник обременяемой недвижимости, но и отправляет функции ипотечного установления, функции jurisdictio voluntaria[12]. В отношении ленов правителя страны эти функции выполняет Lehenhof и Cammer по принадлежности[13].

Там ведутся Lehen-Bücher или Consens-Protokollen[14]. На ленном господине лежат те же обязанности, какие общим правом возложены на общего правительственного судью (Voig-tey-Herr), в частности обязанность давать точные сведения кредиторам о соизволенных уже раньше ипотеках, под страхом имущественной ответственности.

Так как правовое и экономическое значение ипотеки лена зависит от соотношения ее ценности к ценности имения, то и было обращено большое внимание на организацию оценки имений. Оценка совершается особым чиновником (Lehenschultheisz) и оценщиками[15].

Чтобы привилегированная ипотека и впредь сохранила это свое свойство, каждые 6 лет, при возобновлении ее, совершалась переоценка. Переоценка имела место и при установлении каждой последующей ипотеки, при наличности старейших ипотек[16].

Осуществляется ипотека вне и в конкурсе через общего судебного чиновника (Voigtey-Herr), но ленному господину отводится всякий раз участие как лицу заинтересованному и официальному.

Так, ему прежде всего предоставляется отчуждение имения, определение цены имения и вызов привилегированных ипотечных кредиторов по случаю открытия конкурса и т.д. Он же и удовлетворяет полностью своевременно заявившихся привилегированных кредиторов, вне общего конкурсного производства.

Просрочившие же с заявлением своих прав привилегированные ипотечные кредиторы переводятся в третий класс, в ряды общих ипотечных кредиторов. И только когда ленный господин не будет в состоянии выполнить указанных действий, осуществление ипотеки и удовлетворение всех притязаний выполняется общими судебными установлениями (Voigtey-Herr)[17].

Привилегированные ипотеки (в пределах 1/3 цены именья и 6 лет срока) получили на рынке широкий спрос и оборот. Благодаря обеспеченности, какую давали они помещаемым под них капиталам, и % с капитала был при них для того времени довольно умеренным (4-5%).

Ипотечные свидетельства в эпоху расцвета института почитались в Бамберге за наличные деньги. В самые тяжелые времена институт пользовался популярностью и оказывал большие услуги народному хозяйству, например после 7-летней войны.

Но этот институт нередко служил орудием для злоупотреблений. Последние практиковались особенно при оценке имения; оценщики, руководимые нередко корыстными целями, делали неверную оценку, и часто привилегированные кредиторы оставались в конкурсе без удовлетворения.

Особенно ненадежны были консензы, исходящие от частных дворянских фамилий. Злоупотребления при оценке так развились со временем, что доверие к привилегированным ипотекам пало, и в начале 19 столетия, под предлогом его феодального духа, был осужден камерой сословных представителей и самый институт[18].


[1] См. Des Kaiserliehen Hochstifts u. Fürstenthums Bamberg verfasstes Land-Recht. I Th. v. Civil-oder Bürg. Sachen. Bamberg 1769. II Th. Verordnungen 4-5. См. особенно 4 Vg. § 1, XXV, XXIV.

[2] См. Bamb. LR. II Th. Vgen 4–5.

[3] См. IV Vg § II, IV, III, XX, IX. Неверно Регельсбергер, Das. Bayr. HR., стр. 5, 6.

[4] Bamb. LR. Vg. IV § XII VOg. V tit. 2 § IV n. 5 и § 6–10.

[5] Bamb. LR. II. Th. 5 Vg. II tit. § IV n. 5: “aus sonders bewegenden Ursachen zu Erhaltung des offentlichen Credits”…

[6] Eod. II tit. § II–IV.

[7] 5 Vg. II tit., § VII.

[8] Eod. § VIII.

[9] Eod. § 10.

[10] Eod. 4 Vg., § XI.

[11] Разного рода подробности в Vg. 4 § 20, 5 Vg. II tit. § XIII, 4 Vg. § XIII, XV, XVI. Ср. еще 5 Vg II tit. § XII–XIV: главным образом об уравнении dominia reservata c ипотеками и об обязанности ленного господина давать соизволение в серьезных случаях.

[12] Bamb. LR. II Th. 4 VOg. § XIX, XX и др. Ср. Verhandlungen, 1822, т. III, стр. 175.

[13] B. LR. eod. § II.

[14] Eod. § XIX. – Описание формы книг в Verhandlungen, v. 1822, III 286: книги большие, старые; на одной стороне листа содержат описание титула, на другой – картинку, представляющую лен, но точной межевой карты нет; на одной из страниц указываются и владельцы, с прилегающими к имению соседями.

[15] Verhandlungen v. 1822, III 288.

[16] Eod.

[17] Вне конкурса: Bamg. LR. II ч. 4 Vg. § XXI, XXII; конк. производство вообще Eod. 5 Vg. I–III tit., особ. § V, VII, IX.

[18] См. Verhandlungen, 1822, Bd. III стр. 175, 217, 229, 289, 288–290; 1819 г., Bd. V стр. 405 и др.

Иван Базанов

Русский учёный-юрист, профессор и ректор Императорского Томского университета.

You May Also Like

More From Author