Подобно тому как основанием для служилого класса была обязательная служба и частное (зависимое) землевладение, так тягло (финансовая служба государству) и общинное землевладение лежит в основе класса тяглых людей.
По этому главному основанию все тяглые общины – одинаковы, но фактическая разница между большими и торговыми общинами (посадами) и меньшими-земледельческими (сгруппированными в волости) дала повод и для юридического различия посадских людей и крестьян.
Торговля концентрируется правительственными мерами в городах для удобства взимания пошлин (см. уст. Белоз. гр., 1488 г., ст. 8; в 1539 г. отменены торги во всем новоторжском уезде, кроме города Торжка).
Посадские люди (городское население)
Посадом называется поселение вокруг укрепления (города); так как служилые люди, имевшие жительство или осадные дворы в “городах”, отделились в особый класс, то остальное население (не служилое) уже перестало именоваться горожанами; с XVI в. ему присвоено название посадских людей.
Посады могли возникать и помимо укреплений, называясь в таком случае слободами, а жители – слобожанами (это название, впрочем, поглощалось первым общим).
Разряды посадских людей. Еще от 1-го периода осталось разделение городского населения на гостей, простых купцов и черных городских людей. Полуслужилое состояние гостей, начинавшееся с древнейших времен, укрепляется за ними в Московском государстве.
Здесь гость есть звание, пожалованное вел. князем какому-либо торговцу; уже при Дмитрии Донском выдавались жалованные грамоты на гостинство (Доп. к ак. ист. I, № 9). В 1598 г. царь Борис Годунов пишет: “Пожаловали есмя нашея отчины В. Новгорода торгового человека Ивана Онаньина, сына Соскова, гостиным именем, велели ему быть в гостех” (там же, № 147).
Пожалование давалось и за сторонние услуги и именно иностранцам (в 1665 г. – фон Горну “за поимку вора Тимошки Анкудинова”) и за устройство государственных займов (там же, IV, 53).
Сначала давалось пожалованье каждому лично; в 1613 г. выдана общая жалованная грамота классу гостей; но, вследствие потери этой грамотой юридической силы, выдана новая в 1648 г. (с изложением содержания первой).
Сущность пожалования заключается в следующих привилегиях: освобождение от суда подчиненных властей и подчинение только суду царя; освобождение от общинных податей и повинностей; освобождение от платежа мыта и мостовщины; право владеть (до 1666 г.) вотчинами и получать поместья и др. Но жалование дается за службу и под условием службы.
Служба гостей – финансовая: заведование таможнями и кружечными дворами, оценка и распределение царской казны (мехов, получаемых из Сибири). В присутственных местах, ведавших этими отраслями управления, гости занимали места голов и дьяков.
Для отправления этой службы всякий торговый человек, возведенный в звание гостя, должен был переселяться из родного города в Москву. Таким образом лучшие элементы местных городских общин отвлекались на службу.
Впрочем, число гостей даже в конце существования Московского государства было ограничено (по свидетельству Котошихина, в его время их было только 30 человек).
Торговые люди гостиной и суконной сотен составляют второй разряд после гостей. Еще в XIV и XV вв. после гостей упоминаются обычно “суконники” в качестве богатых, но не привилегированных купцов.
По Судебнику 1550 г. это звание (в числе классов, между которыми расписана такса за бесчестие) не упоминается. В XVII в. из богатых торговцев, не получивших личного пожалования звания гостя, составляются особые общины (“сотни”), отличающиеся, с другой стороны, от черных посадских сотен.
Члены гостиной и суконной сотен сгруппированы только в Москве, по назначению правительства и по вызову из провинциальных городов в Москву лучших местных торговцев.
В таком, например, смысле состоялось распоряжение в 1647 г. и вызвало взаимную борьбу черных сотен и посадов, не желавших лишаться лучших платежных сил, с привилегированными сотнями, стремившимися к увеличению своего числа и, следовательно, к облегчению службы. Тогда было решено возложить отправление служб в городах на местных торговцев.
Хотя в Уложении опять предписано назначенным в привилегированные сотни продать свое имущество в городах, “а самим жити на Москве” (Улож., XIX, 34), но в середине XVII в. члены гостиной и суконной сотен находятся во многих городах.
Служба членов этих сотен состояла в том, что они были товарищами при гостях в финансовом управлении. В награду они получали привилегии однородные, но меньшие, чем гости (не нести общих повинностей с посадскими общинами). Гостиная сотня считалась намного почетнее суконной.
Посадские черные люди. С выделением из общины гостей и членов привилегированных сотен в разряд полуслужилых людей личные силы городских общин ослабели (“людишки бедные и молотшие от того великого тягла бегут розно, а которые были у нас лутшие люди, и те взяты в гостиную сотню и суконную”, – заявляют посадские люди в 1621 г. – ак. ист., V, 92, IV).
Собственно городскую общину составляли уже одни простые, или черные посадские люди, что приводило общины к постепенному обеднению и затем к мерам прикрепления посадских людей.
Каждый посад составлял общину на тех же основаниях, что и сельские волости, т.е. на общинном землевладении, круговой уплате податей и отправлении повинностей и на выборном управлении.
Город Москва, впрочем, не составлял одной общины, делился на сотни (древнейшие общины) и слободы (позднейшие на окраинах города); таковы сотни: Дмитровская, Ордынская, Ростовская, Ржевская, Новгородская, Сретенская, Покровская и Мясницкая; полусотни: Устюжская и Кожевенная; четверть-сотни: Митрополья, Арбатская и Черторская; слободы: Заяузская, Новая Кузнецкая, Екатерининская, Голутвинская и Воронцовская.
Во главе сотен стоят сотские, во главе слобод и провинциальных посадов – земские старосты. Имущественные силы общин постепенно ослаблялись внедрением неподатных классов (беломестцев) в среду городов, иногда по распоряжениям самого правительства[1].
Так как тяглым имуществом посады владели на общинных началах, то самое тягло (податная служба государству) возлагалось не на лицо, а на общины: кроме уплаты прямых налогов (причем за пустые места платили наличные жители, за несостоятельных – более имущие), на них были возложены выборы голов и целовальников в кружечные и другие дворы с ответственностью за недобор, неисправность и злоупотребления выборных.
Люди посадские не были освобождены и от личной службы государству – через поставку “даточных людей” в войска, постройку и поправку городских укреплений и пр. На земском соборе 1642 г. тяглые люди заявили:
“А мы, сироты твои… ныне оскудели и обнищали от великих пожаров, и от пятинных денег, и от даточных людей, от подвод… и от поворотных денег, и от городского земляного дела, и от твоих государевых податей, и от многих целовальничь служб с гостьми и опричь гостей”.
Следствием этого было бегство посадских из посадов в села – в крестьяне и в частную зависимость (в закладчики и кабалу) к лицам богатым, что, в свою очередь, еще более уменьшало населенность городов и отягощало положение остальных членов посадских общин.
Постепенное уменьшение городского населения в XVI и XVII вв. видно из следующих цифр: в 1545 г. в Муроме было 111 дворов жилых, 107 пустых и 800 пустых дворовых мест; в 1660 г. в Ярославле было 3468 посадских людей, а через 10 лет – 2862; в Костроме тогда же 1322, а через 10 лет – 1044.
Образование отдельного класса городских жителей через прикрепление. Государство, не имея возможности облегчить для посадов тягло, должно было прибегнуть к прикреплению городских обывателей.
Еще в 1613 г. велено возвращать посадских людей, бежавших из Москвы: в 1619 г. состоялось постановление земского собора о том, что вообще ушедшие посадские люди должны быть возвращены на прежние места; затем то же подтверждалось частными указами и распоряжениями 1638 и 1642 гг. с угрозами наказаний.
Но окончательное прикрепление сформулировано в Уложении царя Алексея Михайловича (гл. XIX): возвратив (ст. 1-11) посадам отторгнутые от них земли (от беломестцев) и другие имущества: лавки, дворы (от крестьян), Уложение (ст. 18 и др.) старается возвратить посадам утраченное населением из поступивших в частный заклад (кабалу), в служилые люди (если только они сами, а не отцы их поступили в стрельцы, казаки и солдаты), из ушедших вследствие брака (посадская женщина влечет обратно в посад и мужа, и детей).
Целые слободы служилых людей, поселенные около посадов и подрывавшие торговлю и промыслы горожан, отчасти были привлечены к общему с посадами тяглу (пушкари, затинщики и пр.), отчасти только к уплате таможенных пошлин (стрельцы, казаки и драгуны).
Впредь выход из посадов запрещается под угрозой ссылки в Сибирь, на Лену. Запрещается также переход из одного посада в другой (по Указу 1658 г. под угрозой смертной казни).
Этими мерами и здесь (как и в служилом классе) не образовано среднего, или городского сословия, а лишь класс, прикрепленный к тяглу и месту жительства.
Такой ход возникновения этого класса как раз противоположен процессу образования среднего сословия в Западной Европе. Там государство, имея также в виду усиление собственных финансовых средств, надеялось достичь этого через развитие богатства в городах (промышленности и торговли), а потом снабжало город, общины привилегиями или укрепляло за ними те права, которые были захвачены самими городами в средние века.
Это привлекало в города население из сел, бежавшее туда от крепостной зависимости. У нас, наоборот, население бежало из городов в частную кабалу. Территория государства и его потребности росли не одновременно с населенностью и экономическими средствами, что в особенности отразилось на судьбе сельского населения.