Общие замечания о самоуправлении

Самоуправление в России прежде всего распадается на сословное и всесословное. О первом было уже сказано выше в отделе, посвященном сословиям. К нему принадлежат самоуправление дворянское, купеческое, мещанское и крестьянское. Всесословное самоуправление распадается на так называемое земское и городское. Земское самоуправление введено было в 1864 году, городское – в 1870 году.

При введении самоуправления правительство стояло на той точке зрения, что самоуправление не представляет собой особой организации государственного управления, а лишь отказ государства в пользу самоуправляющихся единиц от заведования чуждыми для него местными хозяйственными делами.

Вследствие этого органы самоуправления при своем возникновении не только оказались разъединенными в смысле совместной деятельности с органами управления, но, кроме того, лишенными самостоятельной исполнительной власти.

Современная организация земского самоуправления 1890 г.[1] и городского – 1892 г.,[2] исходит из взглядов Л. Штейна и Р. Гнейста на существо деятельности самоуправляющихся единиц: действующим законом признан государственный характер самоуправления, но признание этого принципа руководящим не повлекло за собой ряда последовательно вытекающих отсюда выводов.

Круг власти органов самоуправления не получил необходимого расширения; само же самоуправление лишь приобрело, так сказать, государственную окраску, причем в организацию его были внесены некоторые изменения, более отвечающие практическим требованиям.

При общей характеристике русского самоуправления необходимо заметить, что, несмотря на существование двух видов самоуправления – земского и городского, города, за немногими исключениями, входят в состав земского самоуправления и платят как свои, так и земские налоги.

По исключению не входят в состав низших земских единиц – уездных земств – С.-Петербург, Москва, Одесса и Кронштадт. В составе же высших единиц, губернских земств они остаются. Крайне тягостное с налоговой точки зрения пребывание городов в составе земств заставляет их стремиться к обособлению в совершенно независимые самоуправляющаяся общества.

Земства и города суть юридические лица. Им принадлежит широкое право самообложения.

Своеобразные черты представляет самоуправление внегородских всесословных общин на окраинах: в губерниях бывшего Царства Польского и Прибалтийском крае.


[1] Ibid. Городское положение.

[2] 14 июля 1911 г. на основании 87 ст. Основных законов последовал Высочайший указ о распространении, с некоторыми изменениями, действия общего “Положения о земских учреждениях” на губернии Витебскую, Волынскую, Киевскую, Минскую, Могилевскую и Подольскую.

Указанные изменения выражаются главным образом в создании особых национальных избирательных курий, наподобие тех, который существуют в некоторых местностях для выборов в Государственную думу. В данном случае в зависимости от состава населения по уездам образуются русские, польские и смешанные курии.

Нововведение это вызвано стремлением обеспечить местному коренному русскому населению охрану его интересов, могущих быть подавленными влиятельным польским населением. С той же целью указ обеспечивает преобладание русского элемента в земских управах. Города Киев и Минск выделены из состава уездных земств.

Вячеслав Грибовский https://ru.wikipedia.org/wiki/Грибовский,_Вячеслав_Михайлович

Вячесла́в Миха́йлович Грибо́вский — русский юрист и писатель, доктор государственного права, профессор, действительный статский советник.

You May Also Like

More From Author