Городское самоуправление

Городское самоуправление существует почти во всех городах империи. Исключение составляют города Туркестанского края, Закаспийской области и некоторые поселения Кавказского края.

Старое магистратское управление действует в городах бывшего Царства Польского, но в ближайшем будущем оно должно быть заменено самоуправлением, по организации своей превосходящим действующее в остальных городах “Городовое положение”.

На основании названного “Городового положения”, круг ведения городского самоуправления тот же, что и у земства, но лишь более приспособлен к городским потребностям. Подобно земским учреждениям органы городского самоуправления состоят из представительного распорядительного собрания, городской думы, и исполнительного – городской управы.

Дума состоит из выборных: председателя думы – “головы”, представителей города – “гласных”, а затем – председателя уездной земской управы и депутата от православного духовного ведомства. Число гласных колеблется, в зависимости от числа избирателей, от 20 до 160. Срок полномочий гласных – 4 года.

По общему правилу в избрании гласных принимают участие: собственники и пожизненные владельцы недвижимости, находящейся в пределах города и оцененной в пользу взимания городского налога в столицах не менее 3000 рублей, в городах с населением свыше 100000 жителей – не менее 1500 рублей, в городах губернских им равных и более значительных уездных – не менее 1000 рублей и в остальных – не менее 300 рублей; физические и юридические лица, если они не менее одного года содержали в городах предприятия, требующие уплаты промыслового налога в определенных законом размерах.

Отрицательные условия выборного права по Городовому положению, по существу, такие же, как и по Земскому; помимо того, к выборам не допускаются содержатели питейных домов, их торговые помощники и лица, не уплатившие городских налогов за полгода.

Не достигшие 25 лет и женщины участвуют в выборах через уполномоченных. Евреи не пользуются выборным правом, но в черте оседлости из них назначается некоторая часть городских гласных.

Для выбора гласных избиратели образуют одно собрание; собрания эти, однако, для удобства выборов, с разрешения губернатора или министра внутренних дел, смотря по городу, могут быть разделяемы на участки, которые тогда образуют самостоятельные избирательные собрания. В гласные избираются лишь те, кто имеет право голоса, и именно в том собрании, где выборы производятся.

В отличие от земских собраний, городские думы являются органами, заседающими постоянно с назначением заседаний по мере надобности, не реже, однако, четырех раз в год и не чаще двух раз в месяц. Продолжительность заседаний не определяется. С разрешения губернатора, могут быть созываемы чрезвычайные собрания думы.

Дума из среды гласных и лиц, обладающих избирательным правом, выбирает городского голову и членов (от двух до шести) городской управы, которые считаются состоящими на государственной службе.

В управе председательствует голова; члены ее хоть и избираются на 4 года, но выбывают не сразу, а по очереди: через каждые два года выбывает половина. Для ближайшего заведования отдельными отраслями хозяйства и управления дума имеет право назначать особых лиц и особые комиссии. Допускаются также вольнонаемные служащие.

Городское самоуправление, подобно земскому, подлежит правительственному надзору, и притом, по существу, в тех же самых формах. Городские головы и члены управы утверждаются в зависимости от значения города или министром, или губернатором.

Только в С.-Петербурге и Москве городские головы назначаются высочайшей властью, по представлению министра внутренних дел. Столичным думам предоставляется избирать для того двух кандидатов из числа гласных. Последствия не утверждения те же, что и по Земскому положению.

Постановления городских дум также делятся на два разряда: нуждающиеся в утверждении и не нуждающиеся. Но порядок этого утверждения здесь сложнее, нежели в земстве, так как он предусматривает не только разряды дел, но и значение города; в зависимости от указанных условий круг дел, постановлений, требующих министерского утверждения, шире для губернских городов, нежели для уездных, и наиболее широк для столиц.

Протест правительственных органов, как и в области земского самоуправления, может касаться или законности, или целесообразности думских постановлений. При протесте ту же роль играет местное по земским и городским делам присутствие.

Точно так же отмена или изменение по представлениям министра внутренних дел постановлений городских дум разрешается законодательным порядком в тех случаях, когда от того должно последовать возвышение городского обложения по сравнению с определенным думой размером.

Равным образом во всех прочих случаях отмена или изменение постановлений городских дум обеих столиц и городов губернских, областных и входящих в состав градоначальств, равно как уездных городов, поименованных в особом расписании, зависит от Совета министров; но отмена или изменение постановлений дум остальных городских поселений зависит от министра внутренних дел.

Из общего порядка городского самоуправления изъяты, с одной стороны, Петербург, с другой – некоторые молодые и бедные города, обладающие так называемым упрощенным городским управлением. Для Петербурга действует совершенно самостоятельный Закон 8 июля 1903 г.

Особенности С.-Петербургского городского самоуправления сводятся вкратце к следующему: избирательное право предоставлено также квартиронанимателям, уплачивающим квартирный налог в размере не менее 80 рублей в год; срок выборов шестилетний с выбытием через каждые три года половины из состава гласных; городской голова является председателем лишь в управе, в думе же председательствует особое избранное из среды гласных лицо.

Что же касается особенностей упрощенного управления, то они заключаются в том, что вместо думы учреждается собрание городских уполномоченных (12-15), избираемых сходом домохозяев из состава лиц, владеющих недвижимостью, по городской оценке не менее 100 рублей.

Собрание уполномоченных избирает городского старосту с одним или, в случае признанной губернатором необходимости, двумя помощниками. На старосту возлагается председательствование в собрании уполномоченных, исполнение постановлений этого собрания, непосредственное заведование текущими хозяйственными делами городского поселения, составление проектов городских смет и денежных отчетов и проч.

Срок служения уполномоченных и старосты с помощниками четыре года.

Вячеслав Грибовский https://ru.wikipedia.org/wiki/Грибовский,_Вячеслав_Михайлович

Вячесла́в Миха́йлович Грибо́вский — русский юрист и писатель, доктор государственного права, профессор, действительный статский советник.

You May Also Like

More From Author