Теория[1] . Так как право собственности предоставляет своему обладателю возможность всяческого воздействия на вещь, лишь бы только это воздействие не было воспрещено законом и не нарушало прав других лиц на ту же вещь, то точно определить содержание права собственности невозможно.
Это обстоятельство общепризнанно в настоящее время. Но прежние юристы, со времен глоссаторов и до XIX в., пытались дать исчерпывающее перечисление составных элементов права собственности. Так, по Донеллу, оно слагается из следующих частей: jus possidendi, jus rei incolumis habendae ac tuendae, jus alios ab usu rei oxcludendi, jus alienandi sive diminuendi.
Другие юристы делили правомочия, заключающиеся в собственности, на два разряда: права на субстанцию вещи (Proprietätsrechte), каковы право распоряжения, отчуждения, виндикации и права на выгоды вещи (Nutzungsrechte), именно право владения, употребления, пользования (Глюк, Тибо[2]).
Некоторые из новейших юристов различают в праве собственности две стороны: положительную, в силу которой собственник может всячески воздействовать на вещь, и отрицательную, в силу которой он вправе устранять от этого воздействия всех других лиц[3]. Но и это неправильно, так как то, что называют отрицательной стороной права собственности, представляет собою просто результат его абсолютности.
Иностранные законодательства столь же различно определяют содержание права собственности, как и понятие его.
Римское право указало на три составные части собственности: употребление, пользование и распоряжение (uti, frui, abuti). Из этих трех категорий французский (544), итальянский (436) и испанский (348) кодексы удерживают только две: пользование и распоряжение.
На других кодексах (австр., 354 и особенно прус., I, VIII, 1, 9, 11) отразилась старая теория о различии между правомочиями на субстанцию и правомочиями на выгоды вещи. Саксонское уложение говорит о правах собственника «изменять, потреблять, уничтожать вещь, распоряжаться ею, отчуждать ее» (ст. 219), извлекать из нее всякие выгоды (ст. 220) и владеть ею (ст. 221).
Тем не менее по всем законодательствам собственнику предоставляется право всевозможных воздействий на вещь, в пределах ограничений, установленных специальными нормами.
Русское право. Статья 420 Х т. ограничивает содержание права собственности «властью владеть, пользоваться и распоряжаться». Владение состоит в фактическом господстве над вещью; пользование в извлечении из нее плодов и доходов (Х, 536), а распоряжение – «во власти отчуждать имущество в пользование другому» (Х, 541).
На самом деле собственнику принадлежат еще многие другие правомочия, как-то: закладывать вещь (Х, 1627, 1663), отдавать на сохранение (Х, 2100), завещать (1010), перерабатывать (Х, 425), уничтожать и пр.
Поэтому, вопреки ст. 420, право собственности и по нашему законодательству предоставляет своему обладателю возможность всестороннего господства над вещью, поскольку этим не нарушаются специальные предписания закона.
[1] Windscheid. Pand., § 167; Randa, 1. c., § 1.
[2] Thibaut. Pand., § 700–703; Randa, § 1. Anm. 8.
[3] Windscheid. Pand., § 491; Ardts. Pand., § 130; Барон. Система, § 125; у нас Победоносцев, § 15; Шершеневич, 171; Анненков, 17.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.