Статья 176 Уст. о промышленности. Ее история. Указ Сената 11 июня 1894 г.

Вторую категорию лишенных защиты изобретений составляют, по русскому праву, некоторые категории военных приспособлений.

А именно, ст. 176 Устава о пром. гласит: “На изобретения и усовершенствования, до боевых потребностей и до средств обороны государства относящиеся, каковы: артиллерийские орудия, снаряды, ударные трубки и другие принадлежности артиллерийских орудий, броня для судов, подводные мины, судовые вращающиеся башни и т.п., пользование которыми доступно одному только правительству, привилегии не выдаются.

На изобретения и усовершенствования предметов, хотя и употребляемых в войсках, но пользование которыми доступно также и частным лицам, каковы: ручное огнестрельное оружие, металлические патроны, пули и другие принадлежности такового оружия, привилегии выдаются”. (Но они не обязательны для военного ведомства.)

Приведенная статья представляет единственное постановление старого устава, оставшееся в силе после издания Закона 20 мая 1896 г. Она имеет довольно сложную историю[1].

В 1867 г. Государственный совет[2], рассматривая дело о выдаче привилегии иностранцам Дею, Ритнеру и Бирду на усовершенствованные снаряды для пробивания железной брони, отказал в выдаче этой привилегии на том основании, что “предмет ее выходит из круга частной деятельности”.

Так как подобный аргумент являлся, с одной стороны, неубедительным, а с другой стороны – явно ошибочным (отчего бы частным лицам не поставлять государству патентованные снаряды?), то Государственный совет добавил еще и чисто политические соображения:

“Выдачей привилегий на подобные изобретения отнимается возможность производства опытов над привилегируемыми изобретениями, чем, конечно, в значительной степени может затрудниться введение и применение новейших усовершенствований по части военной и морской, так как заключение с каждым из изобретателей отдельных условий относительно порядка пользования сделанным им открытием или усовершенствованием, прежде испытания их, сопряжено было бы с излишними и притом немаловажными для казны расходами”.

Кроме того, правительство “в приобретении необходимых для него предметов становилось бы в зависимость от частного лица, почему, в случае несвоевременного выполнения заказов, могут возникнуть важные затруднения”.

Для изобретений же, одинаково доступных и частным лицам, и государству, морское министерство предлагало установить частичную экспроприацию “с выдачей вознаграждения по определению технических учреждений морского ведомства”.

22 апреля 1868 г. предложенное нововведение (кроме последней оговорки) получило силу закона. Применение его на практике вызвало массу затруднений.

Если обратить внимание на самый текст ст. 176, то можно заметить, что вторая ее часть, касающаяся привилегий, не связывающих военное ведомство, говорит о “предметах, употребляемых в войсках”, и приводит в виде примера “ручное огнестрельное оружие, металлические патроны, пули и другие принадлежности такового оружия”.

На практике Министерство финансов очень скоро стало толковать эти перечисления совсем не так, как это делало министерство военное; первое толковало статью рестриктивно, а второе имело очевидный интерес подводить под понятие предметов, употребляемых в войсках, даже изобретения, касающиеся седел, стремян, колес, сукон, хлебопекарных повозок и т. д.

В 1891 г. дело дошло до острого конфликта. При выдаче привилегий на рессорное седло военное министерство потребовало включения в текст патента оговорки согласно второй части ст. 176. Министерство же финансов, ссылаясь на перечисление, содержащееся в этой части ст. 176, отказывалось удовлетворить такое требование, утверждая, что седло не относится к предметам вооружения.

Дело было перенесено в Сенат, причем в рапорте своем министр финансов окончательно установил свою точку зрения, утверждая, что, по его мнению, ст. 176 должна относиться лишь к предметам, “непосредственно относящимся к средствам обороны государства”.

“Иное, более распространительное толкование закона привело бы на практике к тому положению, что права изобретателей на всякий предмет, который окажется полезным военному или морскому ведомствам, не будут охраняемы…

При современном состоянии военной и морской техники почти все без исключения предметы могут найти себе широкое применение к потребностям армии и флота, как напр.: способы перевозки тяжестей, обувь, ручные мельницы и т. д.”.

Указом 11 июня 1894 г. Сенат склонился на сторону Министра финансов и признал неправильной точку зрения двух военных ведомств.

“При применении постановления, – гласит этот указ, – изложенного в ст. 176 Уст. о пром., как закона специального, определяющего исключение из общего закона, по основным правилам о применении законов, постановление это не может быть толкуемо в распространительном смысле, вследствие чего следует признать, что ограничение прав по привилегиям на изобретения касается только предметов и принадлежностей огнестрельного оружия, в том числе пороха и взрывчатых веществ”.

Если же, прибавляет тот же указ, число предметов, исключенных таким образом из защиты, слишком незначительно и не соответствует интересам военных ведомств, то “ст. 176 должна быть изменена или дополнена в более рестриктивном смысле, в общем законодательном порядке”.


[1] См. Dejardin, Droits et devoirs des inventeurs d’engins de guerre, Pedone, Paris.

[2] Дело Архива Государственного совета, N 150, 1868 г.

Александр Пиленко https://ru.wikipedia.org/wiki/Пиленко,_Александр_Александрович

Известный российский правовед, доктор международного права, специалист в области патентного и авторского права.

You May Also Like

More From Author