Право, регулирующее вотчинно-ипотечный оборот, в его новейшем образовании

В новейшее время правообразование в области, нас интересующей, пошло тремя более или менее значительно отличными друг от друга путями, приведшими к трем различным современным типам вотчинно-ипотечного режима, под которые сводятся без остатка и без затруднений все культурные законодательства нашего времени.

Признаком различия служит, однако, не столько какое-либо основное свойство, сколько степень развития более или менее общей коренной основы – именно fides publica вотчинной книги и соответствующей ей в материальном праве защиты третьего добросовестного приобретателя прав на недвижимость.

Однако различие по степени развития общей основы так значительно, что все три типа представляются совершенно обособленными друг от друга системами.

1. Прежде всего мы имеем тип, так сказать, прошлого, крайне отсталый, не отвечающий более современным экономическим условиям и всеми единогласно осужденный, – это именно французский тип, распространенный как вообще у народов романской группы, так еще и в некоторых других южных странах.

2. Другой тип, наиболее современный, зрелый, привившийся к культурным особенностям европейских народов и составляющий образец общеевропейского подражания, – это именно германский тип, точнее, прусский, распространенный в средней Европе и усвоенный нашим проектом вотчинного устава.

3. Третий тип – это тип будущего, несомненно; возникший в середине 19 столетия в Австралии, на почве чистейше капиталистического строя экономических отношений, этот тип завоевал себе обширную колониальную территорию, а теперь пробивает путь и в законодательство двух европейских метрополий: Англии и Франции. Родоначальником его и виднейшим представителем является Акт Торренса. В таком историческом порядке я и буду излагать эти три направления правовой идеи.

Иван Базанов

Русский учёный-юрист, профессор и ректор Императорского Томского университета.

You May Also Like

More From Author