Прекращение права собственности

Право собственности соответствующим образом прекращается теми же способами, какими оно приобретается, если только это не первоначальный способ. Право собственности на известный объект прекращается вследствие того, что оно приобретено другим лицом с согласия ли собственника (передача), или помимо его воли (давность), вследствие уничтожения самого объекта или изъятия его из обращения. Особого внимания заслуживают те способы прекращения права собственности, которые совершаются при участии власти, представляют собой принудительное лишение или отчуждение права. Такие случаи имеют место при судебном постановлении, экспроприации и конфискации.

I. Судебное постановление. Суд не может, по Общему правилу, лишить какого-либо приналежащего ему права собственности или создать такое право для известного лица. Его задача ограничивается определением принадлежности права. Однако существуют случаи, когда суд не только присуждает, но и лишает лицо права собственности, а именно: a) при обращении взыскания на имущество ответчика и b) при разделах общего имущества. Отлагая второй случай до соответствующего места, остановимся теперь на первом. Заметим при этом, что прекращение права собственности в лице известного субъекта по судебному постановлению происходит не в исковом, а в исполнительном или охранительном производстве.

Судебное решение, вошедшее в законную силу или обращенное к предварительному исполнению, служит основанием для получения исполнительного листа. На основании последнего, исполнение обращается на движимое или недвижимое имущество ответчика.

1. Когда взыскание обращается на движимость, то последняя подвергается аресту. Вещи описываются, опечатываются и затем отдаются на сохранение какому-нибудь лицу, если найдено будет опасным оставить их у самого должника и по этому вопросу не состоится соглашения между ним и взыскателем. В том и другом случае собственник лишается возможности распоряжения принадлежащими ему, но арестованными вещами. Смотря по значительности и качеству вещей, определяется срок предстоящей продажи, от 1-6 недель со дня описи (Устав гражданский, ст.968, 1009, 1027 и др.). Продажа, которой время и место заранее оповещаются, производится судебным приставом.

При открытии торга, последний провозглашает цену каждого предмета, предлагая надбавить. С ударом молотка продаваемые предметы остаются за предложившим высшую цену (ст.1055). Однако удар молотка свидетельствует не о моменте перехода права собственности, а только о совершении договора. Это обнаруживается из того, что проданные предметы передаются только тогда покупателям, когда последние уплатят сполна предложенную на торге сумму (ст.1058), а если в срок вся сумма не будет уплачена, то проданные предметы, как не принадлежащие еще покупщику на праве собственности, снова поступают в продажу (ст.1162 п.4 и 1067).

Проданные с публичного торга предметы, после передачи, во всяком случае остаются за покупщиком (ст.1061), хотя бы впоследствии оказалось, что они не принадлежали тому лицу, от имени которого производилась продажа.

2. При обращении взыскания на недвижимость, должнику посылается повестка с предупреждением, что, в случае неуплаты долга в течение 2 месяцев, будет приступлено к продаже имения(ст.1095). Вместе с посылкой должнику повестки об исполнении, на указанное кредитором имение налагается запрещение (ст.1096). Не лишаясь права собственности, собственник ограничивается в свободе распоряжения. Со времени получения повестки об исполнении, собственнику воспрещается отчуждать эту недвижимость, рубить в ней лес, за исключением количества, необходимого для поддержания хозяйства, и вообще отчуждать или разрушать предметы, которые считаются по закону принадлежностью имения (ст.1097).

Договоры по имению, заключенные ответчиком после получения повестки об исполнении, могут быть уничтожены судом по просьбе взыскателя, а в случае публичной продажи – по просьбе покупщика, если эти договоры клонятся ко вреду того или другого (ст.1100). По истечении двухмесячного срока недвижимое имение подвергается описи и оценке, но, до публичной продажи, остается во владении собственника, за исключением случая взыскания по закладной, когда залогодержатель может просить о предоставлении ему управления (ст.1128 и 1129). В срок, назначенный для продажи (ст.1143), торги производятся посредством торговых листов, в которые каждый может вписывать предлагаемую цену. Имение остается за тем, кто предложит высшую против других цену (ст.1160).

Но это опять-таки не значит, что в этот момент приобретается покупателем право собственности, а только свидетельствует о заключении договора. Это обнаруживается из того, что лишь по истечении 7 дней со дня торга окружной суд постановляет определение об укреплении имения за покупателем, если он внес ту сумму, которую предложил, вместе с крепостными пошлинами (ст.1164). В противном случае, если покупщик не внес всей суммы в срок, то торги признаются несостоявшимися, недвижимость снова поступает в продажу (ст.1170 п.3, ст.1171).

Отсюда следует, что дееспособность необходима во время торгов, при совершении договора, так что, если бы лицо, способное приобрести данную недвижимость в этот момент, затем лишилось способности, суд тем не менее должен утвердить торги. Например, лицу, которому было дано генерал-губернатором свидетельство на право покупки имения в западных губерниях, позднейшим постановлением того же генерал-губернатора запрещается покупка (кас. реш. 1895 по делу Шмакова).

По вопросу о моменте перехода права собственности наша практика, стараясь объяснить ст.1509, т.X, ч.1, пришла к следующим положениям: 1) собственником купленного с публичных торгов имения (с точки зрения доходов) покупщик делается со дня публичной продажи (1892, N 71); 2) право собственности принадлежит покупщику со дня воспоследования судебного определения об укреплении за ним имения (кас. реш. 1892, N 71); 3) право же распоряжения, в частности право на отчуждение, возникает только с момента получения данного (кас. реш. 1876, N 141).

В противоположность продаже движимых вещей, торги признаются недействительными, если проданное и укрепленное за покупщиком имение оказалось впоследствии, по суду, не принадлежавшим должнику (ст.1180 п.1). Имение в этом случае возвращается законному его собственнику, а покупщику предоставляется право взыскать заплаченную им сумму с должника или с кредиторов, получивших удовлетворение из вырученной за имение суммы (ст.1181).

II. Экспроприация. Экспроприация есть принудительное возмездное отчуждение или ограничение прав, которое производится государственной властью ввиду общеполезной цели. Она является актом государственной власти, устанавливающей юридическое отношение между тем лицом, право которого прекращается, и тем лицом, в пользу которого совершается это прекращение.

1. Экспроприация состоит в отчуждении или ограничении прав, т.е. или в лишении права собственности или в установлении сервитута (т.X, ч.1, ст.575). Предметом экспроприации чаще всего является право собственности на недвижимости, потому что они незаменимы по своему местонахождению, тогда как движимые вещи почти всегда допускают замену их другими. Однако это не исключает возможности, что предметом экспроприации окажутся права на недвижимости, так, например, экспроприация хлебных запасов во время голода, экспроприация лошадей на надобности войны, экспроприация зачумленных животных в интересах предупреждения заразы (т.XIII, Устав врачебный, ст.1200-1292).

Принудительное лишение собственника его права на недвижимость может отразиться невыгодным образом на правах других лиц в отношении к той же недвижимости, на сервитутах, арендных договорах, залоговых правах. Хотя все эти права не составляют прямого предмета экспроприации, но последняя косвенным образом отражается на них, а потому возникает вопрос о вознаграждении субъектов таких прав.

2. Экспроприация предполагает принуждение, если нужно – насилие, исключает возможность добровольного соглашения. Поэтому не подходит под понятие экспроприации попытка склонить собственника к уступке своего участка посредством продажи. Если собственник изъявляет свое согласие и вступает в договор, то для экспроприации не будет места. Она наступает только тогда, когда собственник отвергает предложение совершить договор.

3. Такое принуждение возможно только со стороны государственной власти. Все случаи, в которых представится нужным отчуждение или временное занятие недвижимости или же установление сервитутов в ней, определяются именными Высочайшими указами (т.X, ч.1, ст.576). Проекты таких указов представляются на Высочайшее воззрение министрами или главноуправляющими через особое Присутствие Государственного Совета по делам о принудительном отчуждении недвижимых имуществ и вознаграждении их владельцев (т.I, ч.1, изд. 1906, Учреждения Государственного Совета, ст.96-98). Совершаемые государственной властью отчуждение или ограничение прав производятся или в пользу казны, например, для устройства полигона, или же чаще всего в пользу каких-либо общеполезных предприятий, например, в пользу общества железных дорог. Во втором случае государство не несет на себе юридической ответственности за неточное выполнение предпринимателем обязанности вознаграждения.

4. Лишение лица принадлежащих ему прав должно иметь в основании веские соображения. Таким оправдывающим насилие мотивом может быть только общее благо, общеполезность предпринятой меры. Основанием к экспроприации могут послужить соображения экономические, культурные, стратегические, санитарные и др. Принудительное отчуждение частных имуществ допускается как для устройства подъездных путей общего пользования, так и для путей частного пользования, если эти последние по значению своему для производительности государства будут признаны общеполезными (т.XII, ч.1, по прод. 1893, ст.10). Вопрос о наличии общеполезной цели экспроприации в каждом отдельном случае не юридический, а политический.

5. Подобное отчуждение или ограничение прав возможно только под условием вознаграждения, иначе была бы причинена явная несправедливость одному из членов общества, под видом блага того же общества. Это начало признается вполне нашим законодательством, которое заявляет, что принудительное отчуждение недвижимостей, равно и временное их занятие или же установление права участия в пользовании ими, когда это необходимо для какой-либо государственной или общественной пользы, допускается не иначе, как за справедливое и приличное вознаграждение (т.X, ч.1, ст.575). С точки зрения нашего закона, юридическое основание вознаграждения кроется в причиняемых экспроприацией убытках, что обнаруживается из системы законодательства, помещающего права об экспроприации во главе “о праве вознаграждения за понесенные вред и убытки”.

Вознаграждение должно состоять в предоставлении эквивалента ценности теряемого имущества. Нормальным способом вознаграждения является платеж денежной суммы, но возможна замена экспроприируемого участка другим, соответствующим по ценности. Вознаграждение деньгами или натурой допускается нашим законодательством: вознаграждение за обращенные на государственную или общественную пользу имущества назначается деньгами или же, по добровольному соглашению, обменом отчуждаемой недвижимости на другую, однородную и в выгодах равную (т.X, ч.1, ст.578). Однако значение вознаграждения натурой ослабляется требованием согласия на то со стороны собственника, а если такое согласие изъявляется в ответ на предложение уступить свою землю, то здесь уже нет экспроприации, а только мена недвижимости.

Порядок экспроприации, или, по терминологии нашего закона, принудительного отчуждения, следующий. По воспоследовании Высочайшего указа, первым действием административной власти является сношение с собственником о добровольном отчуждении. Если достигается соглашение, то совершается купчая крепость (т.X, ч.1, ст.577 и 579, т.XII, ч.1, прод.1893, ст.32), в противном случае недвижимость подвергается описи и оценке при посредстве особой комиссии. К описи вызывается сам собственник или его поверенный, для чего назначается шестимесячный срок со дня получения повестки; однако неявка этих лиц не останавливает производства описи (т.X, ч.1, ст.580-583). При занятии недвижимостей под строящиеся железные дороги соблюдаются особые правила, направленные к сокращению порядка.

Если отходящие под дороги недвижимости требуется занять безотлагательно, линия железной дороги провешена и одобрена инспекцией, то назначается опись вместо шестимесячного в двухнедельный срок (т.X, ч.1, ст.594, п.1). Прошение о разрешении изысканий, необходимых для сооружения подъездного пути через чужие земли, при отсутствии соглашения по этому предмету между собственниками или арендаторами земель и предпринимателем пути, подается губернатору. Губернатор требует от них в 2-месячный срок отзывов. Образуемое под председательством губернатора особое присутствие указывает необходимые, по местным условиям, ограничения времени производства изысканий, входа в усадьбы, в сады и т.п. (т.XII, ч.1, по прод. 1893, Положение о подъездных путях, ст.11, 14, 16).

На оценочную комиссию возлагается весьма трудная задача – определить “размер вознаграждения. Закон дает по этому вопросу несколько общих указаний (т.X ч.1 ст.584). Оценка должна производиться или по доходности имуществ или по местным ценам и особым условиям, в которых имущества находятся. Оценка имущества по доходности производится, по требованию собственника, на основании представленных им сведений и данных, признанных комиссией достоверными. В этом случае цена имущества определяется капитализацией из 5% среднего чистого дохода, исчисленного за последние пять лет. Если же собственник не предъявит такого требования или не представит необходимых данных, то оценка производится по местным ценам и особым условиям, в которых имущество находится.

При вознаграждении необходимо иметь в виду два элемента утрачиваемой ценности: рыночную цену отчуждаемого участка и убытки, составляющие последствия отчуждения. Так, например, раздробление устроенного в сельскохозяйственном отношении имения может отразиться неблагоприятно на стоимости оставшейся за собственником земли. Поэтому, согласно указанию закона, следует принимать в соображение, лишается ли собственник, с отобранием или занятием участка, только получаемого с него дохода, или же участок этот такого свойства, что остающееся за отрезкой пространство не может уже приносить соразмерной выгоды. Точно так же, если остающаяся часть делается бесполезной для собственника, то он может требовать отчуждения недвижимости в полном составе.

Обратно, так как многие предприятия влияют немедленно на повышение цен недвижимостей, например, железные дороги, то предпринимателю пришлось бы вознаграждать собственников имений за то благо, которое он приносит данной местности. Поэтому закон постановляет, что при оценке не должно быть принимаемо в расчет увеличение ценности имуществ, могущее произойти от самого предприятия. Исходя из того же правила закона, нельзя в сумму вознаграждения зачесть увеличивающуюся ценность оставшегося за собственником участка, например, если имение, стоившее до экспроприации 40 тыс., по отчуждении половины сохраняет стоимость в 30 тыс.

Независимо от производства определенного оценкой вознаграждения, предприниматель обязан устроить и содержать за свой счет в указанных местах мосты, дороги, плотины, переезды, водостоки и тому подобные сооружения, возведение которых представляется необходимым для устранения убытков и неудобств, могущих произойти от осуществления предприятия, для которого производится отчуждение.

Когда общественный интерес требует не отчуждения права собственности, а только временного занятия недвижимости или установления сервитута в чужой недвижимости, то соблюдаются особые правила. Так как временное занятие лишает собственника доходов, то ему назначается вознаграждение в размере 6% стоимости занятой недвижимости, которое уплачивается за каждый год временного занятия вперед (т.X, ч.1, ст.602). Стоимость или определяется добровольным соглашением или устанавливается оценочной комиссией. Если оставшийся незанятым участок не может уже отвечать экономической цели всего имения, то собственник может потребовать процентного вознаграждения со стоимости не занятого только участка, а всего имения. Срок временного занятия не должен быть продолжительнее 3 лет.

По истечении этого срока собственник может требовать полного отчуждения участка (т.X, ч.1, ст.604). Если при возвращении занятого участка обнаружится уменьшение стоимости против первоначальной оценки именно вследствие временного занятия, то предприниматель обязан уплатить разность между первой оценкой и новой, произведенной по требованию собственника (т.X, ч.1, ст.605). Право участия в пользовании (сервитуты) чужой недвижимостью может быть установлено для беспрепятственного производства работ по устройству подъездных путей. Участие в пользовании землями, смежными с занятой под предприятие местностью, разрешается также для добывания необходимых при производстве работ материалов, для устройства снеговых защит вдоль линии железных дорог и т.п., но собственники земель вправе потребовать, помимо отчуждения их, и уплаты вознаграждения на общем основании.

Кроме собственника, существуют и другие лица, чьи интересы страдают от экспроприации, а именно: субъекты вещных прав на ту же недвижимость, залогодержатели, арендаторы. Наш закон предусматривает только один случай – пожизненное пользование, как личный сервитут. Вознаграждение за имущество, состоящее в пожизненном пользовании, вносится в местное казначейство процентными бумагами, причем доход с процентных бумаг выдается пожизненному пользователю до конца жизни, и только по смерти его сумма выдается собственнику (т.X, ч.1, ст.589, п.2). Очевидно, что и при предъявлении закладной сумма вознаграждения должна быть внесена в казначейство для обеспечения того обязательства, которое обеспечивалось ранее залогом этой недвижимости.

Арендаторы не имеют никаких прав на сумму вознаграждения за отчуждаемый участок, они не могут и обратиться к собственнику с требованием возмещений убытка от досрочного прекращения договора, потому что прекращение наступает помимо воли и без вины собственника. Но так как экспроприация нарушает их имущественные интересы, обеспеченные в других отношениях законом, то предприниматель или казна обязаны бы вознаградить причиняемый им непосредственно ущерб, и комиссия должна бы принять это обстоятельство во внимание при производстве оценки, если заинтересованные лица сами представят ей свои претензии.

По совершении оценки дело поступает через местного губернатора в подлежащее министерство или главное управление. За исключением редких случаев, когда дело оканчивается утверждением министра или главноуправляющего (т.X, ч.1, ст.588), в обыкновенном порядке дело восходит на окончательное Высочайшее утверждение. Этот момент следует признать моментом отчуждения права, и до этого времени собственник вправе продать, подарить или заложить имение, как свое. Этим же моментом, а не временем оценки, определяется вопрос, на кого падает ущерб, неожиданно причиненный имению наводнением, землетрясением или лесным пожаром.

Но при экспроприации под железные дороги этот момент наступает ранее, а именно – тотчас по оценке и определении суммы вознаграждения (см. Закон 5 мая и 8 июня 1903 года) недвижимости передаются местной властью (а не занимаются самовольно) предпринимателям, под условием обеспечения причитающегося собственникам вознаграждения. Впрочем, занятие имений под железную дорогу вслед за совершением описи их допускается только в тех случаях, когда, по особым уважениям, это разрешено именным Высочайшим указом об отчуждении (т.X, ч.1, ст.595, прим.1). Вслед за утверждением оценки собственнику немедленно выдаются деньги, определенные ему по оценке за отчуждаемую недвижимость, и сверх того 6% годовых с этой суммы, считая со дня занятия имения по день уплаты вознаграждения (т.X, ч.1, ст.589).

Если отчужденная недвижимость будет признана подлежащей продаже по ненадобности или вследствие того, что предприятие не состоялось или прекратилось, то прежнему собственнику имения предоставляется двоякое право: a) до истечения 10 лет со дня отчуждения – право выкупа недвижимости за сумму вознаграждения и b) по истечении этого срока – право преимущественной покупки за сумму, которая, при отсутствии добровольного соглашения, определяется посредством новой оценки.

III. Конфискация. Под именем конфискации понимается отнятие государственной властью в виде наказания у собственника принадлежащей ему вещи. Потеря права собственности составляет результат совершенного преступного действия. Конфискации всего имущества преступника наше законодательство в сущности не знает, так как возможность применения подобной меры наказания в случае бунта или заговора зависит от специальных распоряжений, делаемых правительством в таких случаях (Уложение о наказаниях, ст.255).

Лишение же права собственности на отдельные предметы, в виде наказания, составляет нередкое последствие во многих случаях преступлений и проступков. Таковы, например, случаи конфискации предметов, перевезенных контрабандою, или орудий преступления. Впрочем, новейшее законодательство знает конфискацию и без преступного действия: если те лица, которым закон запрещает иметь недвижимости в Шатое и Ведено, Терской области (т.X, ч.1, ст.698, прим.5, по прод. 1906), не продадут доставшуюся им по наследству недвижимость в течение года, то имение отчуждается в казну (т.X, ч.1, ст.1105, прим., по прод. 1906).

Габриэль Шершеневич

Русский юрист, цивилист, профессор Казанского и Московского университетов, депутат I Государственной Думы.

You May Also Like

More From Author