Подготовительные работы закона 1833 г.

Уже в конце двадцатых годов стала серьезно сознаваться неудовлетворительность и недостаточная полнота большинства постановлений Манифеста 1812 г.

Но только 29 сентября 1830 г.[1] поручено было министру финансов, особо состоявшимся мнением Государственного Совета, “сообразив правила в Высочайшем манифесте 1812 года … постановленные, – с настоящим ходом и направлением у нас мануфактурной деятельности и успехами отечественной изобретательности”, составить проект нового и “во всех отношениях удовлетворительного закона о привилегиях”.

Особенное внимание было при этом обращено Государственным советом на то обстоятельство, что “в течение последних 20 лет фабричные и мануфактурные заведения наши, распространяясь с невероятной быстротой, получили выгодное направление при видимом усовершенствовании отечественных изделий” – и что поэтому “ныне уже с большею разборчивостью надлежит допускать разнородные монополии, тем паче, когда на оные простирают домогательство лица, которым стоит только взять список изобретенного в чужих краях процесса, дабы получить привилегию”[2].

Вообще, по мнению Государственного совета, Закон 1812 г. допускал слишком “много облегчений к получению права на исключительные привилегии” – и потому более не соответствовал состоянию русской промышленности, не нуждавшейся в прежних особенных способах поощрения[3].

Еще ранее, чем состоялось это распоряжение Государственного совета, министр финансов (гр. Канкрин) поручил недавно перед тем образованному Мануфактурному совету начать предварительные работы по составлению проекта.

Эти работы вылились, прежде всего, в форму особого рода enquete: был составлен вопросный лист из двенадцати пунктов, и членам Совета и московского его отделения поручено было дать подробные ответы.

Вопросы эти были составлены умелой рукой и, для той эпохи, содержат интересные мысли[4]; ответы же получились – даже после общей сводки – весьма жидкие, напр.: “XII. Какими правами должны пользоваться лица, получившие привилегию?” – Ответ: “Правом собственности”[5]. На основании сведенных ответов предложено было составить предварительный проект особому комитету из четырех членов Совета[6].

Основная мысль этого проекта, одобренного Советом в заседании 4 июня 1830 г., выражена в следующих словах объяснительной записки. Не отрицая пользы привилегий вообще, “Совет не может, однако, не признать, что поелику всякая привилегия есть некоторый род монополии, то и нужно соответствующими постановлениями отвратить вредные следствия оной, дабы извлечь из самой сей монополии, елико возможно, большую выгоду для общества и сохранить полную свободу изобретательным умам”.

В развитие этой мысли Совет и вводит целый ряд – частью новых – постановлений:

1) привилегии выдаются на возможно более краткие сроки,

2) пошлины за них взимаются высокие,

3) привилегии не могут быть переуступаемы компаниям на акциях (!),

4) вводится обязательное эксплуатирование привилегий,

5) вводится предварительное рассмотрение изобретений,

6) не привилегируются “основные начала (principes) или действия, без применения их к какому-либо искусственному предмету” (!),

7) привилегии не выдаются, если на одно и то же изобретение они будут испрашиваться разными лицами, “так как это доказывает известность предмета”, и т. д.

В конце 1830 г. проект был внесен в Государственный совет, но был возвращен министру финансов для дополнения его некоторыми мелкими постановлениями (два главных из них касались: 1) сроков для brevets d’importation и 2) ведения реестров выданных привилегий для сообщения справок публике). В январе 1833 г. проект был внесен окончательно, а затем и утвержден 22 ноября 1833 г.


[1] См. представление министра финансов в Государственный совет от 13 января 1833 г., N 153

[2] Из Журнала Мануфактур совета, заседание 31 марта 1832 г. Государственный совет имеет в виду так называемый brevets d’importation.

[3] Этим желанием ограничить число выдаваемых привилегий объясняется, прежде всего, введение в новом законе предварительного рассмотрения (examen prealable).

[4] Напр: Вопрос 3. О протестах третьих лиц (введены только в 1896 г.); 4. Zusatzpatente; 5. Aufgebot; 10. Субъект патентного права и т. д.

[5] Журнал Мануфактур совета, заседание 16 января 1830 г.

[6] Граф А.Г. Строганов, Г.М. Яценков, П.К. Ренненкампф и И.И. Мятлев.

Александр Пиленко https://ru.wikipedia.org/wiki/Пиленко,_Александр_Александрович

Известный российский правовед, доктор международного права, специалист в области патентного и авторского права.

You May Also Like

More From Author